Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Спрос на продукты питания стабилизировался, россияне постепенно возвращаются к привычной модели потребления. Об этом «Известиям» сообщили представители крупного ритейла. Популярностью теперь пользуются свежие продукты, в первую очередь овощи и фрукты, а не товары с длительным сроком хранения, как прошедшей весной. Окончательно к стандартной потребительской корзине россияне вернутся после полного снятия ограничений, связанных с пандемией, в том случае, если не будет новых негативных внешних факторов, говорят эксперты.

Жизнь после ограничений

В июне покупатели фактически вернулись к привычной структуре потребления продуктов питания, зафиксировали торговые сети. Оно стало более сбалансированным, чем в марте, когда обеспокоенные распространением коронавируса люди делали запасы и сметали товары с полок. Как пояснили «Известиям» в пресс-службе «Магнита», тогда россияне покупали в первую очередь гречку, рис, подсолнечное масло, тушенку, макароны, сахар и другие продукты с длительным сроком хранения. Теперь же снова востребованы овощи, фрукты, молочная продукция, свежее мясо и рыба. При этом люди всё еще реже, чем до эпидемии, ходят по магазинам, зато покупают больше товаров, так как вынуждены готовить и питаться дома, отметили в торговой сети.

Изменение потребительских настроений касается и непродовольственных товаров, например декоративной косметики, на которую «Магнит» зафиксировал всплеск спроса в мае.

В «Ашане» наблюдают существенное увеличение числа клиентов и рост товарооборота в магазинах сети по сравнению с периодом самоизоляции. Большой популярностью пользуются овощи, фрукты, ягоды, что связано с жаркой погодой, сказали «Известиям» в торговой сети.

рынок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая

В «Ленте» отметили, что растут продажи товаров для дома, а также продуктов для приготовления еды, так как многие всё еще работают вне офисов.

В период повышенного спроса в условиях пандемии COVID-19 не менее 50% домохозяйств сформировали запасы более чем на 100 дней — речь о продуктах питания с длительными сроками хранения, а также замороженных мясе и птице. Это следует из материалов Минпромторга, которые были подготовлены к правительственному часу главы ведомства Дениса Мантурова в Госдуме 10 июня (документ есть у «Известий»).

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) «Известиям» сказали, что в марте спрос на продукты длительного хранения и повседневного использования вырос на 300% по сравнению со стандартными объемами. Это обернулось для торговых сетей практически 50-процентным сокращением трафика в апреле. Как следствие, выручка ритейлеров упала.

Это отметили и в «Ленте»: из-за активного марта в I квартале 2020-го ритейлер зафиксировал рост продаж по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Позже трафик в сети снизился, а количество товаров в корзине увеличилось, такой тренд продолжился до конца весны.

магазин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В АКОРТ напомнили, что, согласно официальной статистике, оборот розничной торговли в апреле 2020 года составил 2,1 трлн рублей, что на 23,4% меньше, чем в том же месяце годом ранее.

Свежесть на первом месте

Возвращение потребительского поведения к традиционной модели заметили и онлайн-магазинах. Как сказала «Известиям» менеджер по связям с общественностью компании «Утконос онлайн» Юлия Володяева, с начала мая по сравнению с мартом и апрелем нынешнего года спрос на продукты стабилизировался. Планирование покупок стало носить более системный характер, а покупатели вернулись к привычной корзине продуктов.

— Так, в заказах стали превалировать товары с коротким сроком хранения, например категория фреш (свежие фрукты, овощи, мясо). Доля таких продуктов выросла до 38%, хотя в середине марта она составляла лишь 26%, — пояснила Юлия Володяева.

В компании уточнили, что на фоне пандемии коронавируса потребность в онлайн-заказах продуктов существенно возросла: для многих это стало единственной возможностью получить всё необходимое. Но в июне посещаемость онлайн-площадки снизилась почти в два раза по сравнению с первой половиной апреля. Представитель ритейлера добавила, что такой процесс в принципе характерен для летнего периода. Возможно, в связи с отменой режима самоизоляции имеющиеся объемы продаж также снизятся, хотя и незначительно. Но привычка покупать продукты в интернете у людей останется, подчеркнули в «Утконос онлайн».

продукты
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

В ближайшее время потребление полностью может вернуться к модели доковидного периода, если негативные внешние факторы будут отсутствовать, а различные ограничения в связи с пандемией снимут совсем, отметили в «Магните».

Впрочем, эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Константин Карпов сказал «Известиям», что окончательное возвращение потребления на докризисный уровень может затянуться из-за сокращения реальных располагаемых доходов населения. Например, по прогнозам аналитиков ВЭБ, во II квартале они могут упасть на 17,5%. Соответственно, полного восстановления уровня потребления даже продуктов первой необходимости мы, возможно, не увидим еще несколько месяцев, отметил эксперт.

Ранее «Известия» писали, что в России резко сократились продажи имбиря и лимонов, которые пользовались бешеной популярностью у покупателей в период самоизоляции.

Читайте также
Прямой эфир