Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Венский музей истории искусств после карантина вернулось лишь 20% посетителей. Однако уже есть желающие сыграть свадьбу среди шедевров — для них организована экскурсия под названием «Любовь». Об этом в интервью «Известиям» рассказала директор музея Сабина Хааг.

— Как прошли первые недели приема посетителей?

— В Вене с нетерпением ждали этого события. Мы были одним из первых открывшихся столичных музеев (работает с 30 мая. — «Известия»). Народу пришло много, настроение у всех было праздничное. Мы провели экскурсии небольшими группами, не больше девяти человек. Но затем в будние дни, как и во всех венских музеях, картина стала другой. Ничего общего со столпотворением до введения карантина. COVID-19 всё изменил. Сейчас школьные группы к нам не ходят. Люди пожилые — и не только они — побаиваются. Влияет и фактор погоды. В теплые солнечные дни все стремятся на природу. Мы все-таки рассчитывали, что гостей будет больше, так как в период кризиса, тревоги, неуверенности искусство и культура помогают пережить испытания. В итоге посетителей у нас осталось не более 20% от докризисного времени.

зал музея
Фото: Global Look Press/Georges Schneider

— Большинство опасается второй волны эпидемии и не хочет подвергать себя опасности?

— Главная забота музея — защита от инфекции и посетителей, и служащих. В Австрии приняли очень строгие меры, и сейчас больных немного. Поэтому мы не так уж сильно опасаемся второй волны. Люди приспособились жить в условиях пандемии и готовы сделать всё, чтобы избежать повторного локдауна. Все осторожничают. Так или иначе, музей остается одним из самых безопасных мест. Максимальные меры предосторожности рассчитаны на всё лето, но и в дальнейшем мы не намерены идти на риск.

— Поскольку границы Евросоюза остаются пока закрытыми, в ваш музей ходят главным образом жители Вены?

— Открывая музей, мы знали, что придут только австрийцы. Мы хотим, чтобы они могли насладиться тем, что сейчас называется slow art — «медленным искусством». То есть когда немногочисленные посетители могут окунуться в атмосферу неспешного общения с шедеврами.

— В экспозиции всё по-прежнему? Брейгель, Тициан и Рубенс остались на своих местах?

Незадолго до локдауна мы поменяли развеску в картинной галерее. Это новый момент для тех, кто давно к нам не приходил. Но мы хотим, чтобы посетители интересовались не только главными хитами, но и смотрели другие работы.

— Кто-то заметил, что до коронавируса музеи стремились защитить свои произведения искусства от людей, а сейчас озабочены защитой людей от людей. Так ли это?

— Не думаю. Музеи оберегают свои сокровища и одновременно заботятся о гостях. Сейчас это главная наша задача. У нас огромные залы, они позволяют соблюдать дистанцию и избегать контактов. Билеты резервируются только онлайн, маски обязательны. Прямо в музее можно купить очень красивые маски, которые создали наши художники по мотивам работ Вермеера, Рафаэля или Кановы. Публика сразу видит, что она в безопасности. Чтобы посетители не думали, что их держат на коротком поводке, мы постарались сделать всё элегантно и ненавязчиво. Человек приходит на встречу с искусством и не должен думать о том, как ему не подцепить инфекцию.

Здание Венского музея истории искусств

Здание Венского музея истории искусств

Фото: Global Look Press/Fotostand/Dostmann

— Не собираетесь повысить цену на билет?

Обычно он стоит €16. Но в течение всего июня у нас действует принцип pay as you wish («плати сколько хочешь»). Это не приглашение на бесплатный визит, а стремление установить с публикой особые доверительные отношения. Это важно для тех, кто во время пандемии оказался в трудном положении и не может позволить себе купить билет за полную цену. Но когда эпидемия закончится, мы вернемся к старой цене.

— Вы сильно пострадали от COVID-19?

В музее число иностранцев порой достигало 80% общего потока посетителей. Туристов сейчас нет, и неизвестно, когда они вернутся. Поскольку мы несем колоссальные потери, приходится пересматривать финансы. Музей наш федеральный. Государство финансирует 48% нашего бюджета, но мы рассчитываем на компенсацию убытков и ведем переговоры с министерством культуры.

— В нынешней обстановке люди предпочитают пользоваться виртуальными экскурсиями. Таких «диванных» любителей прекрасного оказалось немало: за два месяца карантина в Лувре онлайн побывало 10,2 млн человек, тогда как за весь прошлый год — 9,6 млн.

— Когда наступил кризис, мы тоже сделали акцент на программах онлайн. Наряду с социальными сетями это замечательный способ поддерживать связи с нашей аудиторией, в первую очередь с пожилыми людьми, которые боятся вируса. В любом случае мы непременно сохраним наш виртуальный музей.

— Общеизвестны слова Достоевского о том, что мир спасет красота. Однако до сих пор этого не произошло. Наверное, в условиях пандемии посещение музеев не входит в число приоритетов?

— Я постоянно обсуждаю этот вопрос с искусствоведами, философами, экспертами. Мы верим, что искусство и культура помогают найти ответы на главные вопросы бытия. Музеи и их сокровища формируют самосознание человека, его становление, внутренний мир. Разумеется, в кризисную эпоху приоритеты меняются. Тем не менее музей остается праздником на все времена. К сожалению, не все могут себе его позволить…

— Ваши выставочные планы на ближайшее будущее изменились?

— От нас постоянно ждут чего-то нового. До пандемии у музея была насыщенная программа, которую пришлось пересмотреть: от чего-то отказались, что-то перепланировали. Отложили на сентябрь 2020 года экспозицию, посвященную диалогу Бетховена с Гойей, Тернером, Роденом и современными мастерами. Прекрасную выставку «Женщины глазами Тициана: красота–любовь–поэзия», которая должна была открыться в октябре, перенесли на следующий год.

зал музея
Фото: Global Look Press/XinHua

— В 2018–2019 годах грандиозная выставка «Имперские столицы: Санкт-Петербург — Вена. Шедевры музейных коллекций» прошла вначале в австрийской столице, а потом и в Санкт-Петербурге. Вы продолжаете сотрудничество с Эрмитажем и другими российскими музеями?

— У нас замечательное партнерство с Эрмитажем. Есть интересный проект «Ганимед», который мы хотели бы показать в Петербурге в октябре 2020 года. Однако на данный момент не знаем, останется он в программе или его придется отложить. Вопрос предстоит решить моему дорогому другу и коллеге Михаилу Пиотровскому. Сама я не в курсе того, в какой степени Петербург пострадал от COVID-19. Также мы продолжаем обмен музейными хранителями с Москвой и Петербургом.

— В вашем музее снова можно отпраздновать свадьбу в компании Веласкеса, Тинторетто или Вермеера?

Перед беседой с вами ко мне приходила молодая пара, которая хотела бы устроить в музее свадьбу. Это очень позитивный сигнал — значит, не все пребывают в унынии, люди хотят связать себя брачными узами в окружении искусства. Для них это важная эмоциональная связь. Мы предлагаем молодоженам экскурсию на тему «Любовь» — есть что посмотреть! Наши возможности не ограничиваются услугами Гименея. В музее не только играют свадьбы, но и отмечают дни рождения и другие важные события.

— Открылся ли ваш знаменитый кафе-ресторан с фирменным яблочным штруделем, тоже настоящим шедевром?

Всё открыто, и традиционное венское лакомство, как всегда, в меню. Посетителям есть где перевести дух за чашкой кофе.

— Вы руководите Музеем истории искусств с 2009 года. Если искусство вечно, то вечны и музеи? С чем связаны ваши главные надежды на будущее?

— В конце прошлого года мой контракт директора был продлен. Я, разумеется, не ожидала грядущей катастрофы. Так или иначе, я счастлива, что в музей возвращается жизнь. Убеждена, что мы выбрали для этого верный путь.

Справка «Известий»

Музей истории искусства в Вене, открытый в 1891 году, один из крупнейших в мире. В нем представлены произведения пяти тысячелетий, начиная с эпохи Древнего Египта и античной Греции. Основа музея — имперские коллекции Габсбургской династии, которые собирались на протяжении шести с половиной веков. Здесь больше всего работ Питера Брейгеля Старшего — 17 полотен. Частью музея являются также кунсткамера, оружейная и охотничья палаты, собрание музыкальных инструментов, Музей императорских карет в Шёнбруннском дворце Вены.

Читайте также
Прямой эфир