Нуждаемость заставила: социальное казначейство станет единым окном поддержки
«Известия» выяснили подробности создания «социального казначейства» — инициативы, которая вошла в проект нацплана восстановления экономики, презентованного ранее президенту. По словам двух источников, близких к правительству, речь идет об онлайн-платформе, через которую граждане смогут получить любые виды соцподдержки — в том числе регионального и муниципального уровня. Оператором системы будет ПФР. В нее погрузят данные самого фонда и ФНС о доходах россиян. Исходя из этого, будут рассчитываться критерии нуждаемости для каждого жителя, что позволит индивидуализировать суммы помощи. В Минтруде информацию «Известий» в целом подтвердили и сообщили, что на платформе «социального казначейства» будут консолидированы все необходимые данные, требующиеся для начисления любых видов выплат. Запуск системы запланирован на 2021 год, уточнили там.
Окно соцподдержки
В проекте общенационального плана по восстановлению экономики, который премьер Михаил Мишустин представил Владимиру Путину 2 июня, создание «социального казначейства» вошло в блок инициатив по росту реальных доходов граждан. Описана инициатива довольно лаконично, как «система, повышающая адресность и эффективность мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».
Источник «Известий», близкий к правительству, пояснил, что речь идет о создании онлайн-инструмента получения всех существующих видов господдержки — для ветеранов, семей с детьми, безработных и так далее.
— Любое пособие можно будет получить в режиме одного окна не выходя из дома, — отметил собеседник «Известий».
Администратором системы, по его словам, станет Пенсионный фонд. Инфраструктура социального казначейства начнет оперировать данными о доходах граждан из массивов ПФР и ФНС. Информация о заработках и соцвыплатах будет взаимосвязана, в том числе в разрезе семей, благодаря чему появится возможность в режиме реального времени рассчитать более точные критерии нуждаемости для каждого отдельного гражданина.
— Такой вариант позволит доводить больше средств до тех, кому реально нужна помощь. Это довольно круто, поскольку состыковать все данные о гражданах, о семейных доходах, чтобы получить реальную картину нуждаемости, — технически непростая задача, — пояснил источник.
Фактически речь идет о преобразовании Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) с более широким функционалом и массивом данных, заключил собеседник. К Федеральному казначейству социальное прямого отношение не имеет — в данном случае наименование использовано просто «для красоты».
В Минтруде на просьбу «Известий» прокомментировать, что подразумевалось под социальным казначейством и как оно будет работать, ответили максимально подробно. Там сообщили, что это организационная модель, при которой все государственные организации и ведомства получают сведения для начисления своих выплат из единой информационной платформы, и руководствуются единым стандартом предоставления услуги. Механизм социального казначейства исключает необходимость сбора данных от гражданина.
Реализация этого проекта позволит гражданам получать социальные пособия и выплаты либо без обращения в государственные органы, либо только по одному заявлению. При этом россияне смогут получать информацию о том, какие меры социальной поддержки предусмотрены для них с учетом сложившихся жизненных обстоятельств. В Минтруде сообщили, что первый этап запуска системы запланирован на 2021 год. Основой для реализации принципа «социального казначейства» станет платформа ЕГИССО, которая в настоящий момент администрируется Пенсионным фондом.
Инструмент доставки
Кризис особенно наглядно показал, что нам не хватает эффективного инструмента доведения соцподдержки до граждан, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.
Например, детские пособия, анонсированные президентом, до сих пор дошли не до всех, кто подал на них заявки. А по многим другим видам помощи и вовсе требуется физическое присутствие граждан в тех или иных отделениях социальных госструктур, отметил эксперт.
В то же время у нас уже есть примеры, как можно эффективно и быстро доводить господдержку, напомнил Владимир Назаров. Так, с момента принятия решения вернуть самозанятым налоги за прошлый год до поступления им денег прошло несколько дней.
В сложившейся ситуации, когда на первый план выходит оперативность решений, крайне сложно определить, какой уровень поддержки оптимальный. В частности, размер тех же детских пособий — одинаков для всех, тогда как, если бы была возможность в режиме реального времени оценить доходы граждан, сумму можно было бы варьировать исходя из нуждаемости, заключил Владимир Назаров.
Один из основных вопросов повышения эффективности расходования средств, выделенных на соцподдержку, — это идентификация реально нуждающихся, согласился заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Именно на решение этой проблемы и должна быть направлена система социального казначейства. Чем полнее будет массив данных — тем лучше, поэтому необходимо агрегировать не только информацию федерального и регионального бюджетов, но и сведения об имуществе, счетах в банках и других активах. Причем важно, чтобы картина отражала не столько положение отдельного индивида, сколько домохозяйства. Однако при таком подходе возникает другая проблема: что же на практике может считаться домохозяйством. Поэтому требуется существенное продвижение в методике определения этого института.
11 мая, через несколько часов после того, как президент анонсировал дополнительные меры помощи гражданам с детьми, в работе сайта госуслуг начались сбои. Неполадки продолжились и на следующий день. Владимир Путин 13 мая обратил внимание на эту проблему.
— Свыше миллиона на следующий день (после объявления о новых мерах поддержки. — «Известия») поступило заявок на портал госуслуг от людей, которые рассчитывают получить единовременную помощь в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка в семье до 15 лет включительно. И портал «Госуслуги» не справился с этим объемом обращений, — заявил президент.
Впрочем, высокая нагрузка легла не только на онлайн-инфраструктуру государства. На следующий день после обращения президента в отделения Пенсионного фонда во многих городах выстроились очереди, сообщали СМИ.
18 мая глава Минтруда Антон Котяков в интервью Владимиру Познеру сообщил, что правом физической подачи заявлений через МФЦ или отделение Пенсионного фонда воспользовались 100 тыс. человек.
В перспективе и натуральные виды поддержки можно было бы загрузить в социальное казначейство, добавил Владимир Назаров. Деньги на лекарства или средства реабилитации могли бы поступать на специально выделенный счет, и граждане сами бы определяли, какую именно продукцию им купить, при условии, что она приобретается, разумеется, у аккредитованных поставщиков.