Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Глобализация с китайской спецификой

0
Фото: ТАСС/Xinhua via ZUMA Wire/Xue Yubin
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Пекине прошел первый международный форум по сотрудничеству в рамках инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», получившей название «Один пояс — один путь». В нем приняли участие руководители государств и правительств 29 стран, руководители МВФ, Всемирного банка, бизнесмены, финансисты, в общей сложности более 200 участников.

Сегодня китайский проект позиционируется как многосторонняя стратегия на евразийском географическом и экономическом пространстве, и инициатива «Один пояс — один путь» приобрела практические очертания. В Китае создана инвестиционно-финансовая и производственная инфраструктура, в том числе в виде Фонда Шелкового пути, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и других институтов. Финансовый потенциал проекта после проведения форума увеличится на $14,5 млрд. Помимо этого, банки КНР планируют предоставить специальные кредиты в размере $55,1 млрд на поддержку практического взаимодействия с различными странами.

Есть два ключевых направления инициативы: экономический пояс Шелкового пути, то есть сухопутные транспортно-торговые маршруты через Центральную Азию и Россию в Европу, а также на юг Ближневосточного региона, и морской Шелковый путь — через Юго-Восточную Азию в южную часть Тихого океана, а через Индийский океан в Ближневосточный регион и Южную Европу. Стратегической целью является стимулирование дальнейшего экономического развития КНР, особенно ее западных районов.

Поначалу инициатива выглядела как чисто экономическая, но впоследствии очень заметное место в ней заняли политические вопросы: обеспечение мира, безопасности, сотрудничества и экономического процветания всех стран, вовлеченных в реализацию программы.

Основным содержанием «Одного пояса — одного пути» является «согласование политических установок, объединение транспортных инфраструктур, либерализация торговли, взаимодействие и взаимосвязь финансовых сфер, духовное сближение народов». Безусловно, цель весьма благородная, а ее реализация приведет к серьезным сдвигам в политико-экономической карте мира. Причем и Россия, и Китай исходят из того, что будущее за интеграцией — возрождение протекционизма и стремление к единоличному или групповому лидерству создадут труднопреодолимые препятствия на пути экономического прогресса.

Многое уже делается. Китайская инициатива создает условия для соразвития, а вовлечение в этот процесс других стран рождает новые возможности для строительства инфраструктурно-логистических маршрутов, зон свободной торговли, свободной циркуляции товаров и услуг на гигантском географическом пространстве от Лиссабона до Владивостока.

Первые практические шаги внушают оптимизм. С Казахстаном Китай реализует или активно обсуждает 54 совместных проекта. Реализуются новые транспортные маршруты поставок китайских товаров в Европу и европейских в Китай: с начала года в Европу из Китая по всем маршрутам было уже направлено 1000 грузовых составов с китайскими товарами, что на 160% больше показателей прошлого года. Назад поезда везут европейские товары. За четыре года после выдвижения инициативы «Один пояс — один путь» объем торговли КНР со странами вдоль Великого шелкового пути составил более $3 трлн.

Вместе с тем обеспокоенность вызывает отказ Индии принять участие в пекинском форуме. Нью-Дели, похоже, чувствует себя уязвленным, поскольку одним из элементов программы Китая стал проект создания китайско-пакистанского экономического коридора на спорной для Индии и Пакистана территории Гилгит-Балтистан. Похоже, на предстоящем 7–8 июня саммите ШОС в Астане, а затем и на саммите БРИКС в Китае осенью противоречиям будет уделено серьезное внимание, хотя преодолеть их за одну-две встречи вряд ли удастся.

Что касается российско-китайского взаимодействия в рамках инициативы «Один пояс — один путь», то, пожалуй, одной из самых заметных тенденций сотрудничества России и Китая стало взаимодействие в транспортной отрасли. Это подтверждают и действия двух стран в сфере прокладки новых маршрутов и выстраивания инфраструктурно-логистических коридоров как на востоке, так и на западе РФ.

Недавно крупнейший на постсоветском пространстве многоцелевой логистический оператор АО «РЖД Логистика» приступил к доставке грузов в КНР на регулярной основе. Параллельно формируются трансконтинентальные маршруты и с востока на запад. Так, в мае-июне ожидается первый пробный железнодорожный транзит грузов из Китая в Европу через территории Казахстана, России, Белоруссии, далее через литовскую пограничную станцию Шештокай в Польшу и далее в Европу. Мультимодальные контейнерные перевозки в экспериментальном порядке пойдут из Западной Европы через Латвию, Белоруссию, Россию, Казахстан далее в Китай, в город Кашгар. Маршрут пройдет через Ригу.

Открыт также транспортный коридор по доставке товарных грузов из Северо-Восточного Китая через дальневосточную российскую территорию в... Южный Китай. В силу чрезвычайной загруженности порта Далянь этот маршрут оказался экономически выгодным китайским товаропроизводителям, и, похоже, он будет развиваться.

Есть еще один весьма крупный проект: автомобильная артерия «Меридиан», которая должна соединить КНР и Западную Европу, она пройдет в том числе через территорию России. В настоящее время в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций обсуждается вопрос о выделении финансирования на этот проект.

Взаимодействие России и Китая в транспортной, логистической и инфраструктурной сферах не является основным в решении задачи стыковки ЕАЭС и китайской инициативы. Причем речь идет об определении и развитии экономических направлений, по которым возможна совместная хозяйственная деятельность. Сегодня все больше говорят о таких областях, как энергетика, торговля, производственная кооперация. Результаты этого мы увидим уже через несколько лет.

Стратегия «Экономический пояс Шелкового пути» пока находится в стадии развития. Инициатива еще не стала интеграционным проектом, но потенциал для этого есть. Китаю чем дальше, тем больше придется учитывать интересы и других стран. И, похоже, он начинает это делать.

Первые шаги по неизведанной дороге, как известно, даются нелегко. Но из хрупкого саженца, посаженного заботливой рукой, вырастает крепкое дерево.

Автор — ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН

Читайте также
Прямой эфир