Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве с Ираном
Общество
Путин подписал закон об уголовной ответственности за дискредитацию ВС РФ
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Султан Омана прибыл в Россию с официальным визитом
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Гол Свечникова помог «Каролине Харрикейнз» начать с победы плей-офф НХЛ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

В Москве открылся фестиваль музыки Штокхаузена

В Большом зале консерватории впервые прозвучало одно из главных сочинений композитора
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Московской консерватории стартовал фестиваль Magister Ludi, посвященный музыке немецкого авангардиста Карлхайнца Штокхаузена. В качестве основной площадки для проведения концертов был выбран Рахманиновский зал, однако вечер открытия было решено провести в Большом зале. Одно из главных произведений композитора — INORI («Поклонения») — впервые прозвучало на прославленной сцене. Но, правда, в записи.

Использование фонограммы в Большом зале консерватории — ход нестандартный и спорный. Однако в случае с INORI это оправдывается не только особой сложностью партитуры (российский оркестр вряд ли смог бы разучить ее в разумные сроки), но и наличием пластической составляющей, которую зрители увидели вживую.

На сцене, погруженной в темноту, — освещенный двухуровневый постамент. На него поднимаются три актера-мима (Алан Луафи, Агнежка Кус и Михаил Просняков). Каждый аккорд или музыкальная фраза отражаются в их жестах и перемещениях. Движения продуманы композитором до мельчайших деталей и прописаны в партитуре. За кажущейся легкостью «хореографии» скрывается сложнейшая нюансировка и, главное, особое эмоционально-смысловое наполнение: это не набор красивых па и даже не самовыражение, а мистический ритуал.

INORI уже звучало в стенах консерватории — 15 лет назад, на юбилее музыковеда Юрия Холопова, одного из первых в России исследователей Штокхаузена. Причем, партию мима тогда исполнял (под ту же аудиозапись) один из трех нынешних солистов — Михаил Просняков, а в качестве площадки задействовали одно из учебных помещений. Однако нельзя сказать, что в БЗК произведение впечатляет сильнее. Уникальная акустика не обогащает фонограмму, а ощущение духовной «синхронизации» с исполнителями-мимами возникает только на близком расстоянии.

Организаторы фестиваля и представители консерватории не скрывают: смысл проведения мероприятия в БЗК прежде всего символический.

— Московская консерватория выплачивает свой давний долг перед Карлхайнцем Штокхаузеном, — рассказал проректор МГК по научной работе Константин Зенкин. — Когда композитор гастролировал в России в 1990 году, он проводил свои концерты в здании МГУ, потому что настолько была велика инерция мышления людей, которые руководили музыкальной жизнью, что в этот зал и вообще Московскую консерваторию пустить его отказались. Теперь, наконец, время Штокхаузена пришло — и для консерватории, и для ее знаменитого зала.

Можно сказать с уверенностью: после фестиваля Magister Ludi в долгах перед композитором консерватория не останется. Помимо вечера открытия, где наряду с INORI прозвучала фонограмма еще одного сочинения — 24 Türin, публику ожидают концерты с живыми исполнениями камерных произведений мастера для различных составов, электроники и сольных инструментов.

— Программа фестиваля призвана продемонстрировать московским меломанам творчество Штокхаузена разных лет, — пояснил «Известиям» директор и исполнительный продюсер проекта Павел Скороходов. — Важно и то, что все приглашенные музыканты изучали сочинения Штокхаузена под его руководством, а некоторым из них композитор даже сделал посвящения.

Наряду с концертами в консерватории пройдут мастер-классы исполнителей и организаторов фестиваля. В том числе перед публикой выступит Катинка Пасвеер, директор Фонда Штокхаузена и в течение многих лет спутница жизни композитора.

Читайте также:

Владимир Тарнопольский: «В России бум современного искусства»

Наступление музыкального авангарда

«Акоста Данца» согрела Москву темпераментом

Читайте также
Прямой эфир