Макрона ждут новые выборы


Менее чем за две недели до парламентских выборов во Франции опросы сулят обновившему свое название пропрезидентскому движению «Республика, Вперед!» почти треть голосов. Это больше, чем у конкурентов. Такой уровень поддержки, вполне возможно, трансформируется в абсолютный контроль над 577-местной Национальной Ассамблеей, ключевой палатой французского парламента. Но многое будет зависеть от окончательной позиции Республиканской партии, часть которой настроена на сотрудничество с Эммануэлем Макроном, тогда как другая часть выступает за создание парламентской оппозиции.
Как правило, парламентские выборы во Франции, часто именуемые «третьим туром» из-за того, что они проходят сразу же вслед за президентской гонкой, приносили победу именно той партии, к которой принадлежал и новоизбранный глава государства. Электорат будто подсознательно старался облегчить жизнь президенту, голосуя за его сторонников в парламенте, чтобы избежать в будущем стычек между исполнительной и законодательной ветвями власти.
В этом году предвыборная ситуация во Франции оказалась куда более запутанной (в первую очередь, ввиду выхода из президентской гонки в первом туре кандидатов традиционных партий), но пока всё говорит о том, что традиция победы партии президента сохранится. По данным опроса компании Odoxa, обнародованным 29 мая, на парламентских выборах (они пройдут в два тура 11 и 18 июня) «Республика, Вперед!» получит 29% голосов против 17% за крайне правый «Национальный фронт», 15% за правых республиканцев и 14% за крайне левую партию «Непокорная Франция».
- На данном этапе это хороший показатель для Макрона, и это демонстрирует, что его тактика по обезоруживанию правых республиканцев за счет назначения Эдуара Филиппа, Бруно Ле Мэра и т.д. (нынешний премьер и министр финансов - члены Республиканской партии – «Известия») имеет эффект, - пояснил «Известиям» эксперт по Франции из Университета Ноттингема Пол Смит.
Отметим, что, создавая свое движение «Вперед!», к названию которого не так давно добавилось слово «Республика», Эммануэль Макрон не только объявил его открытым как для левых, так и для правых, но и обещал привлечь к нему молодежь, представителей гражданского общества, не имеющих политического опыта, а также соблюсти гендерный баланс. В итоге ровно половина кандидатов, которым предстоит бороться в рядах пропрезидентского движения на выборах, - малоизвестные общественные деятели, среди которых есть врачи, юристы, профессоры, пожарные и даже женщина-тореадор. При этом средний возраст будущих депутатов от Макрона составляет 46 лет (средний возраст нынешних французских законодателей 60 лет), а половина из них - представительницы прекрасного пола.
- Это в общем и целом соответствует настроению в стране, потому что старый политический класс "засиделся", сейчас он уходит со сцены, и никто слез по этому поводу не льет. Стремление к обновлению и омоложению политического класса очень сильное, - сказал «Известиям» глава Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский.
Ввиду правила простого большинства, 30% поддержки, которыми сейчас располагает центристское движение, могут конвертироваться в гораздо большее число мест в Нацассамблее, если во втором туре партию большинства поддержат другие, менее успешные кандидаты. Как напомнил Пол Смит, в 2012 году социалисты получили всего 29,4% голосов в первом раунде, но в итоге заручились 280 местами (или 49%) в парламенте, и вместе с союзниками контролировали большинство, тогда как Нацфронт при 13% голосов получил всего 2 депутатских кресла.
Вместе с тем, по мнению экспертов, победа пропрезидентской партии еще не гарантирована и будет зависеть от традиционных для французской политики закулисных сделок.
Во многом, будет или нет у президента комфортное парламентское большинство, зависит от республиканцев, которые сейчас расколоты. Одна группа настаивает на том, чтобы бросить партии Макрона вызов, другие высказывают настрой на сотрудничество, учитывая тот факт, что трое республиканцев уже работают в правительстве.
Если депутаты «Республика, Вперед!» не наберут сами по себе достаточного количества голосов и не убедят республиканцев в целесообразности сотрудничества, это сулит президенту сложности в продвижении обещанных им реформ по снижению корпоративного налога, реформированию пенсионной системы, сокращению госсектора на 120 тысяч человек и самой болезненной для Франции реформе трудового законодательства.