Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Трамп назначил Келлога ответственным за контакты с руководством Киева
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Общество
По факту ДТП в центре Москвы возбуждено уголовное дело
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Первые среди неравных

Киноменеджер Ольга Зинякова — о рейтинге самых успешных российских режиссеров
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Журнал Forbes впервые опубликовал список самых успешных российских режиссеров, основанный на суммарных сборах их фильмов. Для нашей индустрии рейтинг особенно показателен: в России больше, чем где бы то ни было, успех фильма измеряется сборами в прокате. В других же странах и в самом Голливуде этот критерий на втором месте после количества людей, посмотревших кино. 

Есть и еще одна культурологическая особенность: наш зритель особенно требователен к фильмам родного производства. Права на ошибку у российского кино нет. За слабое или посредственное — сразу приговор: вон из профессии! И нет благодатней темы для спора в хорошей компании, чем кино. Про футбол понятно. Про политику — надоело. А про кино каждый знает: каким оно должно быть, каким было раньше и, главное, почему сейчас не получилось таким, как надо. 

О российском кино часто говорят с раздражением. Потом спрашиваешь: «А это смотрел?» — «Да!» — «И как?» — «Нет, ну это, конечно, понравилось. Но ведь оно такое одно! А так смотреть нечего...» Спустя час в ходе горячей беседы выясняется, что понравилось не только это одно, но и о современных режиссерах есть что сказать. И актеры есть любимые. Наши. Хотя затиражированы, конечно. Но ничего. А главное, наше кино — оно с душой! Но доверия к российскому кино нет. Да и откуда ему быть, когда на одну удачу приходится несколько провалов и обманутых ожиданий.

Но если все-таки говорить об успехе коммерческом и брать чистые цифры, то окажется, что есть все-таки имена-бренды, которым зритель доверяет. И вышеупомянутый рейтинг это демонстрирует. Вот Тимур Бекмамбетов, занявший первую строку. Пришел в мир кино из рекламного бизнеса. Клиповое видение, пестрые образы и, конечно, творческий тандем с главой «Первого канала», лучшим креативщиком в индустрии Константином Эрнстом позволили создать «Дозоры». Расчет оказался верным: мы, рожденные в середине 1980-х, стали тем поколением, которому очень захотелось аттракциона. Чтобы легко, просто, понятно.

Потом случился первый сиквел. Эрнст и Бекмамбетов на волне успеха выпустили на Новый год «Иронию судьбы. Продолжение». Спорить о художественной ценности картины бессмысленно. 10 лет продолжение легендарного фильма Рязанова было самым кассовым российским фильмом и до сих пор остается самым посещаемым. Картина стала первым и последним успешным продолжением советской классики. 

Наконец, «Ёлки», также созданные студией Бекмамбетова, стали самой удачной российской франшизой. Многие говорят: да это не кино — это просто какой-то салат оливье, где всё понамешано и создатели пытаются угодить всем. А кто не любит на Новый год оливье? С колбаской-то?

С Федором Бондарчуком — совсем другая история. Он был обречен на успех: слишком высока концентрация таланта в крови. «9 рота» стала первой молодежной картиной, а «Сталинград», завладев современными технологиями в виде IMAX и 3D, все-таки обошел бекмамбетовскую «Иронию судьбы» (однако только по сборам, но не по количеству зрителей).

Из открытий последних лет можно смело назвать Николая Лебедева. Его звезда для массового зрителя взошла гораздо позже, чем вышел фильм с одноименным названием. Сегодня имя Лебедева ассоциируется прежде всего с «Легендой № 17», появившейся благодаря студии «ТриТэ» Никиты Михалкова и продюсеру Леониду Верещагину. Жанр спортивной драмы к тому моменту был похоронен глубоко под комедиями и иностранными фэнтези. И вдруг такой успех!

Кстати, о комедиях. С одной стороны, умные, тонкие ленты Дмитрия Дьяченко и «Квартета И». Самобытные, ироничные, в стиле «Кин-дза-дза!» фильмы Жоры Крыжовникова («Горько!»). С другой, как говорят, легкие до невесомости фильмы Сарика Андреасяна и Марюса Вайсберга. И те, и другие принесли своим создателям почетные места в десятке самых успешных режиссеров.

Особняком в этом списке стоит фамилия Андрея Кравчука, режиссера картин «Викинг» и «Адмиралъ», где доминирующую роль сыграл продюсерский тандем Константина Эрнста и Анатолия Максимова. Что, впрочем, не принижает роли режиссера, а просто выводит эти проекты скорее в категорию продюсерского кино.

В общем, есть что смотреть и есть чем гордиться. И, похоже, наши зрители постепенно меняют гнев на милость. Опрос ВЦИОМа показал: 58% людей считают, что за последние два года качество российского кино стало лучше. Я согласна. Но к новым отечественным фильмам мы будем так же строги и предвзяты, как раньше. 

Мы вообще суровая нация. У нас в мае снег.

Автор — киноменеджер, президент сети кинотеатров КАРО

Читайте также
Прямой эфир