Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Прогноз как основа экономической политики

Экономист Александр Широв — о целеполагании в современных условиях
0
Прогноз как основа экономической политики
Фото: РИА Новости/ Владимир Трефилов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Минэкономразвития прогнозирует рост российской экономики на 2% в этом году и на 1,5% в год в течение последующей трехлетки. Такие показатели роста ВВП заложены в базовый вариант прогноза социально-экономического развития страны до 2020 года, подготовленного ведомством. 

Зачем нужен базовый прогноз, на что он опирается и почему нынешний подход не принесет никакой пользы российской экономике? Прогноз — это не угадывание чего-либо, а инструмент обоснования экономической политики. Суть в том, чтобы при помощи разных методов оценивать результат действий или бездействия экономических властей. В этом и есть ключевая задача Министерства экономического развития. Тем не менее в последние годы его прогноз постепенно превратился из элемента обоснования экономической политики в инструмент бюджетного процесса. Это план, в котором значительные параметры сценария (курс доллара, цены на нефть, инфляция) являются входящими и формируются зачастую даже не в стенах министерства. Это приводит к тому, что функция обоснования экономической политики сейчас на федеральном уровне никак не реализуется. Есть поставленная президентом задача выйти на темпы экономического роста, превышающие среднемировые, и для ее реализации Минэкономразвития необходим план действий, а уже под него — прогноз. Однако помощник президента Андрей Белоусов раскритиковал этот документ.

Проблема состоит в том, что базовый прогноз — это рост ВВП на 1,5% каждый год: с 2017-го по 2020-й. Фактически на него «навешиваются» некоторые дополнительные факторы, из-за чего в целевом варианте получается большая динамика, и выходим на 3% к 2019 году. Иными словами, есть константа, на которую как бы воздействуют мероприятия экономической политики. Проблема в том, что значительная часть факторов, которые в прогнозе Министерства экономического развития влияют на динамику ВВП в кратко- и среднесрочной перспективе (2–3 года), являются не конъюнктурными, а фундаментальными. Расхождения между базовым сценарием и целевым, который позволяет выйти на 3% роста ВВП, объясняются воздействием нескольких ключевых факторов: изменением численности занятых, ростом инвестиций в основной капитал и увеличением совокупной факторной производительности. 

Если возможность увеличения инвестиций в основной капитал в краткосрочной перспективе можно обсуждать, то два других фактора являются фундаментальными и вряд ли могут оказать значимое влияние на рост экономики в рамках ближайших трех лет. Ожидать значимого роста занятости, обеспечивающего существенный вклад в дополнительный рост ВВП, на фоне долгосрочной тенденции по сокращению занятых по меньшей мере странно. Еще менее осязаемым выглядит вклад в среднесрочную динамику ВВП совокупной факторной производительности, которая, по сути, является теоретическим параметром (остатком производственной функции).

Претензии к базовому сценарию МЭР понятны. Зачем он нужен, если руководство страны требует сформулировать целевой сценарий, позволяющий выйти на требуемые темпы экономического роста, а Министерство экономического развития в данном случае создало прогноз в традиционной логике обеспечения бюджетного процесса? 

Что касается возможностей повышения уровня экономической активности населения, то я считаю, что меры, предлагаемые в Центре стратегических разработок (ЦСР), не смогут оказать нужного влияния на рост ВВП в среднесрочной перспективе. ЦСР в качестве стимулирующего фактора предлагает использовать увеличение пенсионного возраста. Возможно, с рядом оговорок в долгосрочной перспективе это и приведет к некоторому росту уровня экономической активности старших возрастных групп. Однако, мне кажется, практически нереально за счет этого фактора получить значимый эффект для роста ВВП в диапазоне ближайших двух-пяти лет. 

Серьезно повлиять на темпы роста ВВП в краткосрочной перспективе может ускорение инвестиций, а также увеличение потребительского спроса. При определенных условиях, если провести суперэффективные действия, возможно добиться экономического ускорения за счет некоторого роста несырьевого экспорта. Но здесь проблема в том, что в прогнозе Минэкономразвития всего этого нет. 

Кроме того, прогноз министерства направлен не на решение задачи по выходу на определенные темпы роста, а на то, чтобы сверстать бюджет. Исходя из этого, они закладывают цену на нефть и курс рубля. Иными словами, создан очередной индикативный план под формирование бюджета. К сожалению, экономические власти пока не могут разделить вопросы формирования индикативного бюджетного плана и содержательного прогноза развития экономики.

Сложившаяся ситуация влияет и на формирование долгосрочной экономической стратегии России, над которой работают различные группы экспертов. Пока ЦСР и Минэкономразвития не представили комплексных предложений развития экономики до 2025 года. Это сильно тормозит всю дискуссию о перспективной экономической политике. Пока нет общего видения сложившейся ситуации, принимать решения практически невозможно. Таким образом, общая дискуссия о перспективной экономической политике затягивается.

Экономический прогноз существует не для того, чтобы угадывать (за исключением малой части, связанной с фондовым рынком). В остальном надо исходить из того, что человек не в состоянии угадать будущее. Как у Булгакова: «Дело не в том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен». Нужен набор мер, позволяющий достигать результата, а задача прогноза — доказать, что, во-первых, он является согласованным, а во-вторых, реализуемым с учетом имеющихся ограничений развития.

Автор — заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции​​​​​​​​​​​​​


Читайте также
Прямой эфир