Как ранее стало известно, «Рособоронэкспорт» заключил с военно-воздушными силами Бангладеш контракт на поставку восьми истребителей Су-30СМЭ с опционом на приобретение еще четырех самолетов. Примечательно, что основным конкурентом российского Су-30СМЭ в этом тендере был тоже российский самолет — МиГ-35. Бангладешские ВВС сделали выбор в пользу «сушек» по опыту эксплуатации этих истребителей в Индии и боевого применения в Сирии.
«Сухой» и «Микоян» не впервые делят иностранное небо: в 2014 году Казахстан остановил свой выбор на самолетах Су-30СМ, отодвинув МиГ-35.
Как вышло, что российские авиастроители вынуждены конкурировать друг с другом, порой соглашаясь на демпинг и другие уступки покупателю?
В Советском Союзе всегда существовало дублирование оборонных производств: два завода производили системы ПВО, самолеты, танки, дублировались предприятия по производству стрелкового оружия, ракетных комплексов, кораблей и подводных лодок. Принято считать, что таким образом СССР воспроизводил отсутствовавшую в социалистическом обществе конкуренцию. Подобная система заставляла главных конструкторов и ориентированные на них автономные вертикально-интегрированные структуры биться за каждый проект, ибо от этого зависели и финансирование, и формы поощрений.
Современный рынок вооружений очень глобализирован, сегодня предприятия борются не столько за внутреннего, сколько за внешнего потребителя.
Например, в затяжном тендере на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии в схватке за приз размером около $30 млрд сошлись французский Rafale, европейский Eurofighter Typhoon, шведский JAS 39 Gripen и российский МиГ-35. Любопытно, что в этом же тендере приняли участие два американских самолета: F-16C/D (производители General Dynamics и Lockheed Martin Aeronautics) и F/A-18E/F (производители McDonnell Douglas и Boeing Defense). Впрочем, американским участникам такая конкуренция не пошла впрок: они быстро выпали из списка главных претендентов на победу.
Глобальная конкуренция авиационных компаний растет: европейский Airbus Group работает над своим перспективным истребителем Future Combat Air System, который станет конкурентом самолету Eurofighter Typhoon производства Eurofighter GmbH, тот, в свою очередь, нередко сталкивается на рынке с французской компанией Dassault Aviation, интересы которой порой пересекаются со шведской Saab AB.
И на этом сегменте рынка помимо американцев и европейцев появляются новые конкуренты, например, китайская компания «Чэнду», которая со своими истребителями J-7, J-10 и JF-17, по оценкам экспертов, вышла на третье место по объему сделок. Китайцы захватывают рынок своим способом — клонируя иностранные изделия и дополняя их собственными наработками.
В Европе другая тенденция — производственные альянсы. Порой трудно определить, какую страну считать производителем самолета. Так, в производстве того же Eurofighter Typhoon участвуют итальянская Alenia Aeronautica, британская BAE Systems, германская EADS Deutschland и испанская EADS CASA.
При том что многоцелевые истребители среди всех видов авиационной техники сохраняют абсолютное лидерство по объемам продаж, жизненный цикл авиационных платформ вырос в несколько раз, и модернизация старых самолетов превратилась в эксплуатационную и производственную стратегию. Ради снижения стоимости в мире стало распространенным производство унифицированных платформ, на которых используются стандартизированные комплектующие.
Цена авиационных машин увеличивается на порядок с каждым новым поколением, и новейшие истребители становятся не по карману даже богатым странам. Например, Канада давно рассчитывает заменить стареющий парк своих истребителей CF-18. Но вопреки прежним планам приобрести самолеты Joint Strike Fighter F-35, в создании которых канадские предприятия принимают самое активное участие и даже получают через эту программу передовые военные технологии, правительство страны склоняется к покупке менее дорогих самолетов — F-18 Super Hornet. Нидерланды и Норвегия также сократили бюджет на супердорогие F-35, а Бельгия и Финляндия колеблются, испытывая давление со стороны и Пентагона, и компании Lockheed.
На этом фоне Россия не теряла надежды сохранить два истребительных бренда: «МиГ» и «Сухой». Обе фирмы обладают не просто уникальными инженерными коллективами и современными производственными мощностями. Дорогие сердцу каждого россиянина, они стали частью славной истории нашей страны. Более того, они пишут новые страницы: продолжают создавать перспективные истребители.
Однако на протяжении последних десятилетий АХК «Сухой» по ряду причин устойчиво демонстрировала более высокие показатели и на внутреннем, и на внешних рынках. Фактически в негласном соперничестве двух авиационных гигантов рынок голосует в пользу «Сухого». Микояновский сектор мирового рынка в последние годы продолжал последовательно сокращаться, и перспективный многофункциональный легкий истребитель поколения «4++» МиГ-35, похоже, потерял шансы его удержать.
В преддверии ожидаемого сокращения военных расходов в бюджете Государственной программы вооружения на 2018–2025 годы велика вероятность того, что два предприятия — РСК «МиГ» и АХК «Сухой» — объединятся в единый кластер боевой авиации под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации. РСК «МиГ» предположительно ожидает поглощение структурами АХК «Сухой». Создание легкого истребителя пятого поколения будет продолжено с использованием имеющихся у авиационной холдинговой компании наработок по программе ПАК ФА, а филиал «МиГ» продолжит выполнение старых контрактов по поставкам, модернизации и ремонту линейки самолетов МиГ-29.
Автор — эксперт ПИР-Центра, профессор Академии военных наук