Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

«Вокруг меня постоянно был праздник, а закончилось все разочарованием»

Лидер группы «Черный кофе» Дмитрий Варшавский — о русском металле, его западных аналогах и бесноватых поступках
0
«Вокруг меня постоянно был праздник, а закончилось все разочарованием»
Фото: ТАСС/Юрий Масляев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Группа «Черный кофе» отмечает 30-летие своего самого успешного в истории отечественной металлической музыки альбома «Переступи порог». В СССР он разошелся почти двухмиллионным тиражом. Именно в эту пластинку вошел незабвенный хит «Владимирская Русь». Перед концертом в столичном клубе YotaSpace с бессменным лидером группы Дмитрием Варшавским пообщался обозреватель «Известий».

— Ты ожидал тогда, в 1987-м, что альбом «Переступи порог» произведет такой фурор?

— Немного удивился, конечно. Но с другой стороны, что-то подобное можно было предположить. Годом раньше появился наш магнитоальбом «Светлый металл», и народ принял его на ура. К моменту записи диска «Переступи порог» у нас начались неимоверные гастроли по стадионам, дворцам спорта. Мы видели, какой ажиотаж сопровождает каждое наше выступление.

— На благосостоянии твоем такой успех заметно отразился?

— Да, безусловно. Если раньше мы получали в месяц примерно как среднестатистические советские специалисты — рублей 150–200, то после выхода пластинки стали как профессора зарабатывать.

— И на что хотелось тратиться?

— А у меня и сомнений не было: естественно, на покупку новых гитар.

— Искал их у фарцовщиков на Неглинной, рядом с известным музыкальным магазином?

— Нет, на Неглинной ширпотребом, в моем понимании, торговали. Гитар, которые меня интересовали, возможно, на весь Советский Союз было штук десять. Приходилось обзванивать знакомых коллег, получать от них какие-то «наводки» на нужных людей. Когда мы стали очень популярными, ко мне уже сами приходили за кулисы перекупщики, показывали «специальный товар» или говорили, что могут достать под заказ.

— Вы же числились филармоническими музыкантами, не пробовали что-то через госканалы приобрести?

— Мы работали от Марийской филармонии, у которой особых возможностей не было (улыбается).

— Зато вашим директором являлся известный Ованес Мелик-Пашаев. Предприимчивый товарищ...

— Он показывал нам какие-то каталоги, мол, давайте попробуем заказать, кто-нибудь привезет. Но так ничего особенного и не смог. Мы всё сами делали.

— Согласись, активные филармонические администраторы, тот же Мелик-Пашаев, Матвей Аничкин, Виктор Векштейн, в середине 1980-х точно уловили тенденцию и быстро собрали из музыкантов советских ВИА несколько удачных «металлических» коллективов.

— Просто они обратились к тем исполнителям, которые и так уже работали в нужном направлении. Мы не были в чистом виде эстрадными ансамблями. Да, работали по филармоническому концертному плану, но и тогда играли в своей программе несколько вещей, выбивавшихся из стилистики официальной эстрады. А прозорливые администраторы, которых тоже было по пальцам пересчитать, это отслеживали, поскольку хотели иметь у себя группу, на которую пойдет молодежь. Таким образом я получил предложение от Мелик-Пашаева.

— А имиджем вашим кто занимался? Надо же было соответствовать: лосины всякие, начесанные хаера, напульсники с шипами и прочее?

— У меня лосин и браслетов не было. Только какие-то яркие кожаные прикиды. Потом нам в филармонии сшили костюмы, похожие на глэм-роковые наряды.

— Ты поглядывал, что происходит у конкурентов — «Арии», «Мастера», «Круиза»?

— Нет, незачем было отвлекаться. Радовало, что создается такая индустрия. А конкуренция практически отсутствовала. Происходил мощный всплеск металлической музыки, и публики хватало на всех.

— Есть версия, что лафа для советских металлистов стала заканчиваться, когда в Советский Союз повезли «фирму». Приехали «Скорпионс», Карлос Сантана, «Юрай Хип», а потом уж и крупные фестивали начались с «Металликой», AC/DC, Оззи Осборном, «Бон Джови», «Скид роу», «Синдереллой» и т.п. Зрители увидели другой уровень исполнения той же музыки и отечественные эрзацы потеряли актуальность?

— Это не так. «Скорпионс», вспомни, приехали впервые в 1987-м, то есть фактически параллельно с подъемом нашей популярности. Западный металл у нас слушали и раньше, знали его вдоль и поперек. Но это не мешало продвигаться советским металлическим командам. К тому же мы ездили-то по всему СССР, а те, кого ты упомянул, не дальше Москвы и Питера.

— Вы понимали, что уступаете в мастерстве своим западным коллегам?

— Нет. Я вот сходил тогда на «Юрай Хип» и разочаровался. Хотя эту группу просто обожал. Я учился в школе на Кутузовском проспекте, у многих моих одноклассников родители были дипломатами, и нам попадали все нужные пластики. И Wonderworld от «хипов» была одной из моих первых и любимых. До сих пор ее люблю. Но на концерте в Москве в «Олимпийском» у них был скверный звук. Им поставили аппаратуру, на которой можно, наверное, сносно озвучить зал на 1,5–2 тыс. мест, но не стадион.

— На пике своей популярности ты позволял себе эпатажные жесты? Ну типа аренды лимузина для приезда на концерт или ванны с шампанским в гостинице?

— До такого я не дошел, ибо вообще не склонен к каким-то бесноватым поступкам. Просто я зарабатывал столько, что мог позволить каждый день водить друзей по ресторанам, устраивать банкеты. Вокруг меня всё время праздник был, ну и, как следствие, постоянно появлялись новые приятели. А закончилось всё полным разочарованием — как во многих людях, так и в перспективах музыкальной карьеры.

В начале 1990-х в России появилась индустрия поп-музыки. Оказалось, что можно создавать дешевые в плане промоутерских затрат фонограммные проекты, которые приносят большую выручку. Забавно, что на концерты таких групп отчасти приходила та же публика, что прежде ходила к нам. В 1990-м или 1991-м году «Черному кофе» даже поступило предложение поехать в совместный стадионный тур с группой «Мираж». Но мне это показалось уже чересчур.

Тогда же возникли разные конкурсы красоты, масса других гламурных мероприятий, куда меня приглашали просто одного, с гитарой. Как раз вышел мой хит «Леди осень». Я пел одну эту песню и получал в десять раз больше, чем за целый концерт с группой. Это меня доконало, и я решил уехать в США, чтобы постигать там в музыке то, что проходило мимо меня здесь.

— И за океаном ты увиделся со многими из твоих коллег-знакомых, уехавшими чуть раньше: Юрием Чернавским, Жанной Агузаровой, Сергем Сарычевым…

— Да, пересекался со всеми, а с Сарычевым виделись практически ежедневно, у нас были похожие интересы, одинаковая страсть к музыкальным новинкам, инструментам...

— Не планировали сделать что-то совместно и так продвигаться хотя бы среди русскоязычной диаспоры?

— Нет, все занимались своими делами. Да я и не рассчитывал на концертную деятельность, когда уезжал в Штаты. Но сложилось так, что я встретил заинтересованного человека, Рафаэлу Дэли, которая стала моим менеджером. Пригласила каких-то продюсеров, они меня послушали, сказали: да, это нормальный уровень. И я записал программу на английском языке. Всю Америку с ней проехал. Потом студию свою открыл.

— Почему же ты вернулся в Россию?

— Я прожил в США семь лет, сделал там всё, что мог, и узнал всё, что хотел. В 1996 году мы там с Матвеем Аничкиным уже русскоязычный альбом записали. И нужно было тогда поехать с ним по России. Но Зосимов отговорил Аничкина от работы со мной. Видимо, Борис ревниво ко мне относился, из-за того что не сложилось наше с ним сотрудничество.

Аничкину Зосимов сказал, что «Черный кофе», металл, хард-рок — уже неактуально. Надо рэпом заниматься и т.п. В итоге Матвей круто просчитался. Не прошло и двух лет, как опять собралась «Ария» и стала зарабатывать очень успешно. А мы тот момент упустили.

Я приехал сюда позже, в 1998-м, и стал всем заниматься самостоятельно. Решил: буду играть по клубам, сочинять и записывать новые песни, набирать новых поклонников. Скоро 20 лет, как длится этот этап моей карьеры. И публика откликается...

Читайте также
Прямой эфир