Столичные и региональные музеи должны объединить усилия
На этой неделе Третьяковская галерея открывает в Казани крупную выставку «Гений века». Этот проект — результат большой работы. Но мы уверены, что это только начало важного пути. И в дальнейшем разработанная нами схема сотрудничества с региональными институциями и властями может открыть перед российским музейным делом впечатляющие перспективы.
Казанская экспозиция посвящена художникам начала ХХ века. Москва предоставляет для нее целый ряд знаковых работ Врубеля, Лентулова, Гончаровой, Ларионова и других мастеров. Особенно ценно, что многие картины, участвующие в проекте, входят в постоянную экспозицию нашего музея и очень редко покидают его стены — например, «Царевна-Лебедь» (1900) Врубеля, жемчужина выставки и ее эмблема. В Казани они будут экспонированы вместе с произведениями из собрания Государственного музея изобразительных искусств Татарстана. Позже в Казани пройдут и другие выставки ГТГ.
Замечу, что движение Третьяковки в регионы имеет под собой историческую основу. Когда в 1930-е годы создавались новые музеи в регионах, многие произведения из основного собрания Третьяковской галереи, в том числе работы, приобретенные Павлом Михайловичем Третьяковым, правительственным решением передали в другие города. Так, например, много наших картин оказалось во Владивостоке, и сегодня они — основа классического собрания Приморской картинной галереи.
Сотрудничество с регионами активно развивалось и в новом веке. Такие музеи, как Третьяковка, ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж, в последнее десятилетие регулярно делали выставки за пределами родных городов. Но с 2014 года эту работу осложнили экономические проблемы. Министерство культуры сократило финансирование этих проектов через свои целевые программы, а местные власти не были готовы к серьезным затратам. В итоге весь 2015 год мы прожили без региональных проектов. В частности, сорвалось открытие нашего филиала в Новосибирске. Тогда стало ясно: надо разрабатывать новую стратегию сотрудничества с регионами.
В итоге мы пришли к следующей модели. Третьяковская галерея планирует серию выставочных проектов на базе местного музея, но применяет комплексный подход, предполагающий не только сбор произведений и размещение их в выставочных залах, но и формирование интересных образовательных программ, использование новых подходов к продвижению выставок, дальнейший патронат над этим проектом. Кроме того, по возможности мы привлекаем меценатов. Если у нашего партнера или попечителя есть градообразующее предприятие в региональном центре, ему может быть интересно принять участие в выставочном проекте в этом городе. Так, в Нижнем Новгороде нам помогал «Лукойл», а в Белгороде — «Металлоинвест».
При этом мы не стремимся открывать полноценные филиалы. Пока такой проект только один — во Владивостоке. Ведь самая главная сложность — это даже не получить здание и превратить его в современное экспозиционное пространство, а обеспечить полноценное многолетнее будущее филиала и его бесперебойное функционирование. В частности, мы хотели бы организовывать там кинопоказы, проводить концерты, поэтические чтения, играть джаз, как это сейчас делается на Крымском Валу.
И мы прекрасно понимаем, что будущее этого филиала зависит от появления во Владивостоке соответствующих кадров. Их надо воспитать, обучить. Мы серьезно разговаривали с представителями Строгановской академии, чтобы они ускоренными темпами в течение двух лет обеспечили для Владивостока переподготовку кадров, у которых есть базовое гуманитарное образование. Таким образом, создание филиала — это еще и построение образовательной инфраструктуры.
Когда мы откроем филиал во Владивостоке, то с радостью примем там выставки из Русского музея (мы уже говорили с ними). В свою очередь, в Татарстане в рамках проекта «Гений века» мы используем филиал Эрмитажа в Казанском кремле. Когда я высказала это предложение Михаилу Борисовичу Пиотровскому (директор Государственного Эрмитажа. — «Известия»), он отреагировал крайне положительно и сказал: «Замечательно, давайте». И это воплощение еще одной нашей важной идеи: сотрудничество музеев сегодня необходимо.
Долгое время между крупнейшими музеями существовала негласная конкуренция, соперничество. Но сегодня нам надо не тянуть одеяло на себя, а объединять усилия, потому что у нас общая задача: привлекать в музеи посетителей, создавать интересные и значимые выставочные и образовательные проекты, которые сегодня необходимы людям. А если люди об этом еще не догадываются, то сделать так, чтобы они об этом узнали. И тогда «очередь на Серова» выстроится не только в Москве, но и по всей стране.
Автор — генеральный директор Государственной Третьяковской галереи
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции