Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Днепропетровской области неизвестный в камуфляже устроил стрельбу из автомата
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Всё, что для меня есть хорошего, связано с чувством соразмерности»

Народный артист Сергей Соловьев — о Чаплине на дороге, увядших символах и личной гармонии
0
«Всё, что для меня есть хорошего, связано с чувством соразмерности»
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Среди конкурсных фильмов ХXIII Российского кинофестиваля «Литература и кино», открывшегося в Гатчине, — картина «Ке-ды» по одноименному рассказу Андрея Геласимова. С режиссером фильма Сергеем Соловьевым встретился обозреватель «Известий».

— «Ке-ды» — картина о молодых, и среди коллег вы славитесь молодым мироощущением, и ваши фильмы им отмечены. Но почему своим студентам во ВГИКе вы даете подчеркнуто взрослые пьесы? «Стеклянный зверинец» Тенесси Уильямса, «Пять вечеров» Александра Володина — далеко не юношеские произведения.

— Так жизнь устроена, что не всё в ней ясно. Рубежи не стоят: молодость закончилась, и что-то началось, или наоборот. Это всё условные вещи. Важно помнить, что мы живем в очень сложном мире и этот мир — он и молодой, и средних лет, и пожилой. Белый свет таков. Поэтому я хотел бы, чтобы они разобрались — что за место, где они живут, где волей судьбы оказались.

— И что это за место? Вы-то знаете?

— Оно по-своему некомфортное, по-своему комфортное. Оно — непростое. Чем дальше я живу, тем меньше мне что-нибудь понятно. Вернее, всё больше и больше остается непонятного. В этих непонятностях лично для меня самая большая загадка и прелесть мира.

— Студентам, когда работаете над спектаклем, вы это мироустройство объясняете?

— Нет, ни в коем случае. Я вообще ужасно плохо отношусь к околотеатральным и околосценическим разговорам, они могут только запутать. Студент должен получить чувственный аппарат подсознания, где рождаются самые серьезные понятия: любви, равнодушия, ненависти. Это на словах не объясняется. Если бы можно было всё исполнить на словах, то имело бы смысл часа полтора поговорить и завязать. А вопросы, которые здесь, в этих постановках ребята решают для себя, они будут решать всю свою жизнь.

— Вы как-то обмолвились, что кино — искусство грубоватое. Театр — более тонкое?

— Я больше люблю театр, чем кино. Мне здесь живется комфортнее и интереснее. Кино все-таки в очень большой мере промышленность, фабрика.

В России есть успешные театры, созданные из студенческих мастерских. У вас нет желания создать на основе этого талантливого курса театр?

— У меня нет промышленных желаний, потому что я знаю, как они осуществляются: куда нужно позвонить, с кем встретиться, какую мину — приятную или ожесточенную — скроить, чтобы что-то «промышленное» куда-то двинулось. Я не за это.

«Мастерская Петра Фоменко» — хорошо звучит. «Мастерской Сергея Соловьева» не будет?

— Нет, думаю, что будет. Но не будем забегать вперед.

— У фестиваля «Дух огня», где вы — президент, есть эпиграф: «Кино как искусство». Интересно услышать ваше определение: что делает кино искусством?

— Что такое кино как искусство, я сказать могу. То, как Чаплин уходит по дороге, это искусство. А просто определить, что такое искусство, — очень сложно. Я бы сказал, что искусство — это род достигнутой лично тобой гармонии.

— Бывают случаи, когда личная гармония совпадает с гармонией поколения и появляются фильмы-символы. Думаю, ваша «Асса» в 1980-е стала таким символом.

— Мне не нравится определение «символ». Нет, «Асса» — никакой не символ. На самом деле всё, что там сейчас трактуется очень символически, появилось довольно случайно из жизненных обстоятельств.

— Так, собственно, символы и появляются.

— Ну да. Нет, я на них не настаиваю, больше того, я никогда не переживаю от того, свежий ли символ или слегка поувядший. Мне как-то всё равно. Мне, повторяю, не нравится само понятие. К этому фильму раз десять качественно сменилось мое отношение. А это значительно важнее, чем отношение публики.

— Вы так кардинально поменялись?

— Тут не какое-то самоуправство: с утра встал и поменялся. Жизнь тебя перекашивает в ту или иную сторону, поэтому у меня очень нестабильное отношение вообще к тому, что я делал. И какое-то ревностное отношение к тому, что я хотел бы сделать еще. И совсем нет желания изобрести какой-нибудь символ. Сейчас какие годы-то? На самом деле годы все похожи. Это тоже фокусы с годами.

Материалы по теме
3

Никогда не понимал этих разговоров — «шестидесятники», «семидесятники», «девяностики», «десятники»… Это, мне кажется, такая байда, удобная для журналистов. Потому что, конечно, обидно всю жизнь проработать на какую-то там байду. «Знаете, кончились у нас 70-е годы, — нужно что-то изобретать новое». Мне не нужно. Кому нужно, тот пусть изобретает.

— Эмблему «Духа огня-2017» — ножку в балетной туфельке — нарисовал Рустам Хамдамов. Вы с ним любители балета?

— На самом деле балет как искусство здесь ни при чем. Я попросил Хамдамова нарисовать балетную туфлю. Он сказал: «Давай ногу вставим туда». Я говорю: «А что там такое? У тебя по смыслу что-нибудь?» — «Какой смысл? Просто пластичнее будет». Вот и всё. Если бы Хамдамов столь же виртуозно рисовал виолончели, я бы мог его попросить исполнить руку с виолончелью.

— Фестивали, как и фильмы, рождаются и умирают. Сколько вы еще отмеряете вашему?

— Он удачно придуман изначально — как фестиваль дебютов. Поэтому он долгоиграющая машина сама по себе, для него не нужно каждый год изобретать какие-то экстраординарные идеи. Это всё изобретения, а он в них не нуждается. Мы вот сейчас с вами говорим, а кто-то сидит в это время, монтирует или снимает картину. Вокруг такое количество идей — новых, свежих, замечательных. Это может продолжаться сколько угодно.

— Жизнь идет, и слава Богу.

— Конечно.

Но при этом, если судить по вашим фильмам и спектаклям, вы большой эстет и конструктор некой идеальной жизни.

— Я хочу, чтобы мир стал таким, потому что всё, что для меня есть хорошего на белом свете, связано с чувством, как Пушкин говорил, соразмерности и сообразности. Это и есть эстетизм.

Вопрос дилетанта: если плохую цветную картину сделать черно-белой, в ней появится что-то эстетское?

— Может быть. Я студентам очень часто говорю, когда они мне покажут что-то такое совсем несуразное: «Давай, сделай черно-белую, хоть такую рвотную реакцию не вызовет…». Кстати, «Ке-ды» мы начали снимать как цветную картину, и всё у нас было хорошо. Я случайно сказал оператору: «Ткни пальцем в черно-белую, посмотри». Посмотрел — Боже, да это же вообще гениальная картина вне зависимости от того, что я там дальше сочиню или не сочиню…

Справка «Известий»
Сергей Соловьев — режиссер, сценарист, продюсер. В 1969 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. С 1987 года — руководитель объединения «Круг» при «Мосфильме». Председатель Союза кинематографистов России (1994–1997). Профессор ВГИКа. Среди фильмов Сергея Соловьева — удостоенные международных наград «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Серебряный медведь», «Спасатель», «Чужая Белая и Рябой», «Асса», «Наследница по прямой» и др.
Читайте также
Прямой эфир