Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Суровый стиль в семейном кругу

Ретроспектива Дмитрия Жилинского посвящена образам родных и друзей живописца
0
Суровый стиль в семейном кругу
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Дмитрия Жилинского — отечественного живописца второй половины XX века, традиционно причисляемого к «суровому стилю». Впрочем, кураторы экспозиции подчеркивают: сам автор не соглашался с такой классификацией и социальному пафосу своих современников предпочитал интимную семейность. Проект «Ближний круг» позволяет в этом убедиться.

Материалы по теме
3

Три десятка работ, из которых треть — графика, разместились в одном зале, разделенном перегородками. По сравнению с прошлогодней третьяковской выставкой самого известного «суровостильца» Гелия Коржева это собрание выглядит довольно скромным. Не особо выигрышным оказывается и сравнение нового проекта с прижизненной ретроспективой Жилинского в ГТГ. Тогда, в 2007 году, в Лаврушинском переулке выставили около 100 произведений.

Впрочем, кураторы «Ближнего круга», похоже, сознательно сделали выбор в пользу камерного формата, тем самым подчеркнув: посредством творчества художник впускает нас в свое, частное, пространство, а те истории, которыми он делится, не предназначены для декламирования в толпе. Исповедальность — пожалуй, главное качество выставки. Почти за каждой композицией здесь стоит реальный сюжет, связанный с жизнью автора, а за каждым образом — личная драма. И, конечно, главным персонажем оказывается сам Жилинский.

Вот ему 10 лет. На триптихе «1937 год» мальчик изображен сидящим на кровати, под одеялом — явно разбудили среди ночи. А в центре спальни стоит отец с поднятыми руками. Его обыскивает чекист. Еще один человек в форме бесцеремонно роется в семейном архиве, а третий — выразительно загораживает собой открытую дверь.

Остродраматическая композиция наполняется особым трагизмом благодаря вмонтированной в багет копии справки о реабилитации Жилинского-старшего в 1957 году. Все эти 20 лет художник и его родные не знали об истинной судьбе отца — как оказалось, его расстреляли вскоре после ареста, хотя утверждали, что отправили в лагеря.

Образ папы появляется и на еще одной картине: «Под старой яблоней» (1969). Точнее, опять-таки, Жилинский использует пространство за границами основного изображения: в левой части обрамления помещен небольшой портрет отца в полный рост, а у правого края изображена фигура брата Василия — он погиб на полях Великой Отечественной войны в 19 лет. Вытянутые двухмерные портреты прочитываются как образы святых на клеймах житийных икон.

Параллель усилена и центральным сюжетом: мать автора, его дочь и сын стоят под яблоней, усыпанной плодами. Художник сознательно нарушает перспективу, приближает образы родных и изображение «эдемского сада» к религиозным канонам, хотя формально и остается на поле реалистического искусства. Приверженец фигуративной живописи, Жилинский, однако, никогда не был соцреалистом и в манере письма ориентировался скорее на русских церковных мастеров и итальянцев раннего Возрождения, чем на современников.

Доказательство тому — его групповые работы, будь то «Семья Чернышевых» (1970) или «Воскресный день» (1973), где переклички с Андреем Рублевым и Сандро Боттичелли более отчетливы, чем с Коржевым или Виктором Попковым. И всё же суть у Жилинского важнее формы. В эпоху больших строек и космических прорывов (как раз недавно воспетых в грандиозной третьяковской «Оттепели») Жилинский напоминает, что в центре всего — семья, индивидуальный космос каждого человека.


Читайте также
Прямой эфир