Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

«Под взглядом Виктора Ахломова у нашего века было прекрасное лицо»

Друзья и коллеги известинского фотокорреспондента — о его жизни и творчестве
0
«Под взглядом Виктора Ахломова у нашего века было прекрасное лицо»
Фото: РИА НОВОСТИ/Илья Питалев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

15 апреля не стало выдающегося фотохудожника Виктора Ахломова. «Известия» попросили друзей и коллег мастера вспомнить, каким он был, и рассказать о его творчестве.

Станислав Сергеев, председатель Исторического клуба российской прессы, обозреватель «Известий»:

— Виктор Ахломов пришел в «Известия» 22-летним юношей. Его работы на выставке молодых фотографов в Центральном доме журналиста отметил Алексей Аджубей и пригласил на работу в только что созданную им «Неделю», воскресное приложение к газете, сразу ставшее невероятно популярным. Снимки Ахломова украшали страницы иллюстрированного издания полвека, пока оно приходило к читателям. Нередко они появлялись и на полосах «Известий», когда он мчался на какую-нибудь грандиозную стойку или театральную премьеру.

Его снимки отличались свежестью восприятия красок жизни, художественной фантазией, глубиной проникновения в человеческие характеры. Чего стоит ахломовская галерея портретов выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры! Оптимист и романтик, Виктор умудрялся даже неодушевленные предметы в своих фотографиях наполнить насыщенной и веселой жизнью (достаточно вспомнить его знаменитую серию «Глаза»). Огромный вклад выдающегося фотомастера в фотолетопись страны подтвердила «стена Ахломова» на выставке, посвященная 100-летию «Известий». Вскоре после открытия экспозиции он ушел из жизни, но успел узнать от близких о своем участии в этой выставке и порадоваться юбилею родной газеты.

Ольга Свиблова, директор-основатель московского Мультимедиа Арт Музея:

— Говорят, те, что уходят из жизни в канун Пасхи, отправляются в светлый путь. Виктор Ахломов, более 50 лет не разлучавшийся с фотокамерой, вписавший важнейшие страницы в фотолетопись нашей страны, был человеком удивительно светлым. Его творчество начинается с хрущевской «оттепелью» — временем надежд, эпохой физиков и лириков, когда люди улыбались, полные надежд и гордости за наш первый спутник, первого космонавта, первый выход в открытый космос. Несмотря на разные эпохи, сменявшие друг друга, Виктор Ахломов остался верен идеалам своей юности. Мир и люди на его фотографиях освещены внутренним светом — светом надежды.

У Виктора Ахломова было много выставок, много книг. 5 апреля в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Россия и «Известия». 100 лет вместе»,  где важнейшая глава — фотографии Виктора Ахломова. Он ушел из жизни, зная, что этот проект состоялся и его фотографии играют такую весомую роль. Всю свою творческую деятельность Виктор Ахломов связал с газетой «Известия». Именно для этого издания он работал более полувека. И до момента, пока его не подкосила страшная болезнь, он появлялся везде с вечной улыбкой, держа руку на пульсе жизни, — всегда в нужное время в нужном месте. Он жил на гребне волны и он снимал на гребне времени. Он оставил нам фотолетопись того, что уже стало историей, и создал то, что будет помогать нам жить завтра. Светлая память светлому Виктору Ахломову.

Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России:

— Виктор Ахломов — великий наш фотохудожник. Это знаменитое имя «Известий», стоящее в одном ряду с выдающимися международными обозревателями, публицистами… Он очень любил журналистику, был предан профессии и своей газете. Фотографии Ахломова полны оптимизма, восторга перед человеком. Он действительно любил людей и сам был прекрасным собеседником, преданным семьянином. Личные качества для фотографа тоже очень важны, ведь для того, чтобы хорошо снимать, надо быть обаятельным, уметь расположить к себе. И у него эта способность была. Он был одним из первых в списке российских фотоакадемиков, для коллег он — настоящий учитель, и его авторитет был непререкаем.

Павел Маркин, фотокорреспондент, декан факультета фотокорреспондентов им. Ю.А. Гальперина, заслуженный работник культуры РФ:

— С творчеством Виктора Васильевича я знаком сызмальства. Еще в 1952 году я влюбился в фотоискусство, мечтал о работе фотокорреспондента. И образцом был для меня Виктор Васильевич. Я следил за всем, что он делает в «Известиях», не пропустил ни одного его снимка. А в начале 2000-х годов мы познакомились с ним очно. Меня пригласили в жюри конкурса «Золотой объектив», где он был председателем. И буквально сразу мы сошлись, подружились.

Ахломов — это просто глыба. Сейчас передо мной висит мой портрет, сделанный им. И я поражаюсь: как он видел кадр, как строил композицию, как чувствовал человека… При этом в нем не было апломба, он разговаривал абсолютно просто. Несколько раз Виктор Васильевич выступал у нас на факультете с мастер-классами и каждый раз показывал что-то новое. Ребята не отпускали его по несколько часов, задавали вопросы, и он никому не отказывал, отвечал на всё, объяснял, демонстрировал…

Он очень добрый, щедрый, постоянно присылал мне фотографии, дарил мне целые стопки, когда приходил на факультет, причем все — тщательно подписанные, с датами и именами изображенных людей. Дома у него всегда был идеальный порядок. Это был человек очень собранный и невероятно трудолюбивый. Работал каждый день, даже в преклонном возрасте.

Фотокорреспондент — это тот, кто и в обычном явлении видит необычное. Он мне всегда говорил: «Стоит выйти на улицу без камеры, как тут же встретишь кадр, который, может быть, искал всю жизнь». Поэтому он не расставался с фотоаппаратом.

Валентин Курбатов, писатель, литературный критик, член жюри литературной премии «Ясная Поляна»:

— Мы привыкли вздыхать о скоротечности времени. Но посмотрите в лица современников, снятые лучшим фотографом, — и вы увидите, что ничего не проходит и не минует, если фотографом движет благодарность и нежность, если он глядит на современника с радостью. Не от этого ли в фотографиях Ахломова герои так страшно «родственны», внутренне близки и тайно едины, словно тут, на наших глазах, подхватывают слово друг друга и берегут в нем лучшее?

Не надо говорить, что это люди одной традиции, одной культуры, одного высокого духа, одного века, знавшие разные дни, но неизменно оберегающие в себе главное: достоинство и пушкинскую тайную свободу.

Мы любили в работах Ахломова своих актеров, своих музейщиков, своих поэтов, своих врачей и писателей. Мы сами осуществлялись в них, как будто они были нашим национальным зеркалом и в них отражались все пережитые нами страдания, все прочитанные книги и партитуры, все преодоленные несчастья и все золотые дни славы. Оказалось, у нашего века под взглядом доброго художника было прекрасное лицо, и оно опровергает все наветы своим светлым молчаливым свидетельством.

«Под взглядом Виктора Ахломова у нашего века было прекрасное лицо»


Читайте также
Прямой эфир