Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

О тайне радости

Епископ Пантелеимон — о смысле Великого поста и Входе Господнем в Иерусалим
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Приход весны всегда приносит хорошее настроение. Поют птицы, распускаются листья, становится тепло. А у православных приближается окончание Великого поста. Он называется Великим, потому что предшествует самому великому событию истории — Воскресению Христа, Пасхе.

Многие люди понимают Пасху отдельно от Великого поста. Но это неправильно. Как музыкальное произведение большой формы состоит из разных частей, так и церковный год — это единое целое, в котором много частей и все они подчинены одной главной цели.

Великий пост предваряет вершину церковного года и состоит, собственно, из 40 дней поста (Святой Четыредесятницы), Лазаревой субботы, Вербного воскресенья и Страстной седмицы. Недели, когда мы продолжаем поститься, но больше думаем уже не о своих грехах, а вспоминаем страдания, Распятие и крестную смерть Иисуса Христа.

Если в последовательности участвовать в событиях Великого поста, нам открывается тайна Пасхи, мы получаем возможность по-настоящему воспринять Воскресение Христа.

Вчера православные христиане праздновали Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. На протяжении 40 дней до этого продолжался Великий пост. 

Пост очень важен, особенно — для современных людей. Цивилизация развивается так, что человек может обладать почти всем, что пожелает: зимой — есть свежие фрукты и ягоды, летом — жить в прохладных комнатах. У современного человека, как правило, всё в шаговой доступности, он может с комфортом путешествовать, за несколько часов преодолевать тысячи километров.

В какой-то степени все это доставляет радость и удовольствие. Но, с другой стороны, это делает нас менее приспособленными к трудностям в жизни. А они точно будут. Как бы хорошо ни развивалась медицина, всё равно люди будут умирать. Как бы прекрасно ни была отлажена жизнь, все равно будут складываться непредвиденные ситуации и происходить катаклизмы. Нередко люди сталкиваются с предательством со стороны близких, разрывом с женой или мужем, с клеветой, неправдой, несправедливостью. Человек, который живет в современных условиях, оказывается ко всему этому не готов.

Но мы должны уметь переносить неприятности. И пост — это прекрасная возможность закалить свою душу, не следовать за плотью. К сожалению, современные люди не умеют сдерживать свою плоть. Часто разводы происходят из-за измен, болезни — из-за ожирения, многие люди не могут бросить пить или курить. Они идут на поводу у своего тела, которое, к сожалению, подчинено таким законам, которые часто толкают нас туда, где мы приносим сами себе вред.

Великий пост — это освобождение души от власти тела. Он дает возможность приобщиться к тем тайнам, которые являют нам праздники церковного года. У людей, которые постились 40 дней, благодаря Великому посту воскресает душа. Человек, который по-настоящему прожил пост, чувствует освобождение души от власти тела. Это сродни ощущению прихода весны, когда после зимних морозов человек выходит на солнце и испытывает легкость и радость. Это удивительное чувство, когда очищаются душа, ум и сердце человека.

Вербное воскресенье — это Вход Господень в Иерусалим. В этот день Христа торжественно встречают жители Иерусалима, потому что они знают, что именно Христос воскресил из мертвых Лазаря.

Спаситель входит в Иерусалим как Царь. Во всеобщем ликовании Его встречают жители города. Но эта слава кратковременна: остается всего несколько дней перед Распятием. Вход Господень в Иерусалим — по сути, это вход в страдания Христа. И Церковь вступает вместе со Христом на этот путь: мы вспоминаем, что делал Спаситель каждый день, готовясь к Крестной Пасхе — смерти на кресте.

Накануне Своей смерти Христос совершает с апостолами Тайную вечерю. На ней Он дает последнюю великую заповедь — о Таинстве Причащения Его Тела и Крови: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». И если мы называем себя христианами, мы призваны участвовать в этом Таинстве.

Совершая Тайную вечерю, Христос умыл ноги Своим ученикам и Своим собственным примером показал, что значит настоящая любовь. Любовь — это прежде всего служение и помощь другим.

О самой Пасхе — Воскресении Христовом — нужно говорить отдельно. И это предмет для особой статьи. Но важно помнить, что есть и Крестная Пасха — это пятница Страстной седмицы, когда мы вспоминаем вольное Распятие Христа и Его смерть. В четверг вечером во всех храмах будет совершаться служба Великой пятницы, на которой священники будут читать Страстные Евангелия — отрывки из Евангелий, в которых рассказывается о страданиях Христа.

Если мы хотим понять радость Пасхи, Ее смысл, нам нужно встретить Христа как Царя в Иерусалиме, причаститься Его Тела и Крови на Тайной вечере, быть рядом со Христом в день Его страданий и Распятия. Только тогда мы сможем понять тайну этой радости — ни с чем не сравнимой, всё превосходящей, радости победной, приобщающей к жизни вечной.

Автор — викарий патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по благотворительности

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир