Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Хуситы заявили о первой атаке на авианосец США Carl Vinson
Мир
ЕС отложил принятие ограничительных мер против американских IT-корпораций
Экономика
Обороты малого и среднего бизнеса в России выросли на 18% в 2024 году
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей в выходные дни
Происшествия
ВСУ атаковали здание администрации Новокаховского округа Херсонской области
Общество
Яхтенный поход «Россия на Балтике» пройдет летом 2025 года
Мир
В СМИ сообщили детали предложенного США союзникам плана по урегулированию на Украине
Армия
В ДНР сотрудники Росгвардии обнаружили схрон ВСУ с иностранными боеприпасами
Мир
Сын Куклачева счел новые санкции Украины проявлением страха Киева
Спорт
Россиянин Карен Хачанов вышел в полуфинал теннисного турнира в Барселоне
Происшествия
Силы ПВО сбили два беспилотника в Курской области
Мир
Шор назвал задержание архиепископа Маркелла трусливым поступком Кишинева
Мир
СМИ сообщили о запрете Трампу продолжать политику ускоренных депортаций
Мир
Более 40 палестинцев погибли за день в результате ударов по Газе
Общество
Константин Цзю назвал Овечкина главным спортсменом мира
Общество
Ямпольская возглавила Совет по формированию нового российского стиля
Мир
Трамп не исключил выход США из переговорного процесса по Украине

Стратегическое укрупнение

Эксперты рассказали «Известиям» о ходе структурной реформы образования в РФ
0
Стратегическое укрупнение
Эксперты оценивают прошедшую в России реформу реструктуризации вузов положительно. Фото: TACC/ Юрий Белинский
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Процесс слияния вузов в единые образовательные центры положительно сказался на качестве образования в стране, считают эксперты. Несмотря на то что вузовское сообщество изначально восприняло реформу в штыки, укрупнение показывает положительные результаты. В частности, в сфере подготовки инженерных и промышленных кадров.

Процесс слияния вузов, стартовавший в России еще в 2012 году при Дмитрии Ливанове, был призван сократить число неэффективных учебных заведений и повысить конкурентоспособность российского образования за рубежом. По замыслу реформаторов, примерно 20% российских вузов должны были быть реорганизованы, а деятельность многих приостановлена в связи с неэффективностью их работы.

Как рассказала «Известиям» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, в структурной реформе было несколько направлений. Первое связано с выделением группы университетов, за которыми закрепляется основная миссия международной конкурентоспособности. «Первыми из них стали Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, по ним был принят специальный закон. После этого были выделены и создавались федеральные университеты. Поначалу это были Сибирский и Южный федеральные университеты. Сейчас есть и Арктический, и Дальневосточный, и Уральский, и Северо-Кавказский федеральные университеты и другие», — рассказала Ирина Абанкина. Всего в стране создано десять федеральных университетов. Помимо вышеперечисленных существуют также Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Казанский, Крымский и Северо-Восточный федеральные университеты. По словам эксперта, их программы развития всерьез поддерживались государством.

«Сами точки создания говорили, что благодаря объединению, поддержке новых программ развития и условий кадровой политики создается доступность качественного образования для тех ребят, которые проживают на этих территориях», — подчеркнула Ирина Абанкина.

Последним в направлении международной конкуренции было выделение так называемой группы «5-100». Это те университеты, которые должны войти в международные рейтинги и изменить позиционирование России в пространстве глобального образования. К ним отнесен 21 вуз по всей стране. Кроме того, государством активно поддерживалось создание лабораторий, современных кампусов для университетов, повышение квалификации преподавательского состава, в том числе профессуры.

«Были довольно серьезные инвестиции и значимые программы развития этих вузов. Мы видим результаты их достижений по вхождению в международные рейтинги. Линию на создание конкурентоспособных вузов в международном пространстве я считаю одной из успешных линий трансформации и реструктуризации в высшем образовании», — отметила Ирина Абанкина.

Многие федеральные университеты создавались путем объединения нескольких вузов. Так было, к примеру, в Южном, Сибирском и Уральском федеральных университетах, а также в части национальных исследовательских центров. Но не во всех. Так, к МИФИ — национальному ядерному университету — были присоединены учреждения среднего профессионального образования, которые готовили кадры, работающие в атомной энергетике. Шло не только объединение нескольких университетов, но и включение в их комплексы учреждений среднего профессионального образования, а также научно-исследовательских организаций.

Следующее направление реформы было связано с необходимостью создания крупных университетов в регионах, задача которых не международная конкурентоспособность, а обеспечение развития опорных отраслей.

«Тут действительно было много спорных вопросов, связанных с тем, следует ли объединять разнонаправленные вузы: педагогические, классические, технические университеты в один опорный университет, но это было условием конкурса и вызывало довольно много нареканий. Но те регионы, которые решили, что для них целесообразно объединиться, подали заявки», — рассказала Ирина Абанкина.

Директор научно-производственной корпорации «Механобр-техника», академик РАН Леонид Вайсберг рассказал, что сам процесс слияния вузов в России сильно отличался от мирового.

«Это своеобразие России. К моменту появления у нас Ломоносова, организации Петром I Академии наук в 1725 году в Европе университеты существовали почти 700 лет, а в России только появился первый, и то не очень успешный. У нас вообще трудно приживалось образование. В советское время мы наплодили много отраслевых мелких вузов. Бумажный, холодильный — перечислять замучаешься. Я говорю только о государственных, негосударственные как образование я вообще не рассматриваю», — отметил Леонид Вайсберг.

По словам ведущего ученого, на Западе процесс шел иначе. Мировая тенденция такова, что за рубежом преобладают крупные университеты с количеством студентов 8–10 тыс. человек, выполняющих большой объем научных исследований как по государственным грантам, так и по заказам бизнеса. «Я сторонник разумного укрепления вузов в виде их объединения. Было время, когда у нас появилось много не очень больших и довольно слабых вузов, которые не имеют брендов», — подчекнул академик Вайсберг.

В целом эксперт оценивает прошедшую в России реформу реструктуризации вузов положительно. Среди удачных примеров он выделяет поглощение Санкт-Петербургским горным университетом Северо-Западного заочного технического.

«Это теперь один коллектив. Я вижу, как они вписались, читаю там лекции, у меня научная школа в Санкт-Петербургском горном университете. Северо-Западный университет не блистал уровнем подготовки. Теперь инженерные дисциплины читает одна кафедра. Техническую механику читает студентам бывших двух вузов, там лучшие преподаватели поднялись наверх», — сообщил эксперт. Еще один успешный пример — поглощение Санкт-Петербургским политехническим институтом завода-втуза при Ленинградском металлическом заводе и Института советской торговли.

«Был завод-втуз при Ленинградском металлическом заводе с не очень высоким уровнем, хотя сам металлический завод в свое время был образцовым предприятием. Теперь на более высоком уровне читаются дисциплины. Политехнический университет сейчас стал в Петербурге центром развития новой цифровой экономики», — рассказал ученый.

Одним из самых успешных кейсов, по словам Вайсберга, стало присоединение Московского государственного горного университета к Научно-исследовательскому технологическому университету «МИСиС». Эксперт отметил, что это восстановление исторической справедливости, так как это была единая Московская горная академия, разделившаяся на два вуза еще в 1930 году. «Поскольку они находятся на расстоянии 50 метров друг от друга, произошел обратный процесс их объединения, от которого выиграли оба»,— отмечает эксперт.

Повышение качества образования отразилось и на разных отраслях промышленности. Директор департамента общественных связей и коммуникаций минерально-химической компании «ЕвроХим» Владимир Торин рассказал, что объединение НИТУ «МИСиС» и Горного имеет стратегическое значение для отрасли.

«Мы сейчас строим в стране две калийные шахты, которые будут обеспечивать калием мировое сельское хозяйство, и для этого нужны сильные молодые инженеры. Это слияние— некое объединение старой школы и новых технологий, то, что нужно отрасли сейчас. Потому что работа по старинке нас не устраивает», — отметил Владимир Торин.

Ученый секретарь экспертного совета по инновациям при президенте группы алмазодобывающих компаний «Алроса» Иван Иванов также отметил важность этого объединения.

«У нас договоренности с НИТУ «МИСиС» по поводу дальнейшей работы на наших площадях и есть заказы на конкретных специалистов. Раньше такие договоры заключались с Горным, но объединение позволило расширить горизонты», — отметил Иван Иванов.

Несмотря на то что укрупнение вузов уже дает свои положительные плоды, этот процесс должен продолжаться, уверены эксперты. В первую очередь необходимо создавать узнаваемые вузовские бренды, причем не только в Москве и Санкт -Петербурге, но и по всей стране.

Читайте также
Прямой эфир