Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

ЗИЛ представил балет на заводскую тематику

Создатели спектакля воспели трудовой подвиг и домашний досуг пролетариев
0
ЗИЛ представил балет на заводскую тематику
Фото: Александр Кияткин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве представили балет «Завод машин», возрождающий традиции русского конструктивизма и наследующий «Музыке машин» Александра Мосолова. Инициаторами проекта выступили Культурный центр ЗИЛ и «Студия новой музыки», для которых советские архитектурные и музыкальные традиции 1920-х – начала 1930-х — не пустой звук: ЗИЛ располагается в знаменитом здании, построенном по проекту братьев Весниных, а консерваторский коллектив уже много лет обращает внимание музыкального мира на шедевры тех лет, включая грандиозное произведение Мосолова.

Автора музыки нашли через открытый конкурс. Участникам предполагалось обыграть заводскую тематику (ранее ЗИЛ принадлежал Автозаводу им. И.А. Лихачева), а победитель получал заказ на балет. Для российской академической среды инициатива поистине революционная: ранее такие решения государственные институции принимали сугубо кулуарно.  

Выбор авторитетного жюри пал на композитора Андрея Кулигина, а за сценическое воплощение взялся «Балет Москва». Для этого коллектива этот проект тоже неслучаен: столичная труппа первой в России сделала ставку на современную хореографию. 

Казалось бы, объединенные усилия талантливых людей вкупе с магией места должны дать отличный результат. Но обратной стороной прекрасной идеи и качественного воплощения стала предсказуемость, а «игра по правилам» лишила создателей возможности хотя бы приблизиться по степени новаторства к прорывам столетней давности.

Сначала танцовщики в спецовках изображают трудовые будни рабочих, затем — домашний досуг. Концепция закономерна, но не нова. Впрочем, «второе дно» создается благодаря иронии, проглядывающей за некоторыми постановочными решениями. Так, периодически выносимое на сцену красное знамя (в это время у духовых звучит призывный лейтмотив) в какой-то момент начинает восприниматься как издевка над революционной тематикой. А уж когда после «производственной» части с потолка спускается дымящийся холодильник, становится ясно: авторы «Завода машин» воспринимают эстетику и мифологию 1920-х через призму постмодернистского скепсиса.

Любые претензии к содержанию, впрочем, не отменяют важности эксперимента: современных российских композиторов крайне редко привлекают к созданию балетных спектаклей (сотрудничество Ильи Демуцкого с Большим театром — скорее, исключение из правил). И тем более необычна конкурсная составляющая, опровергающая мнение, что «чужакам» крупные заказы не светят.

Справедливость победы Кулигина не вызывает сомнений. Основное достоинство партитуры — ее универсальность и в хорошем смысле — доступность. Оставаясь на территории условного авангарда, автор органично инкрустирует звуковую ткань чужеродными элементами — вплоть до минимализма 1980-х. Вкупе с визуальным рядом получается нескучное и даже увлекательное произведение. Не хватает разве что свежей концепции. Но безыдейность, пожалуй, не хуже отражает наше время, чем «Музыка машин» — бурную идейность 1920-х.

Читайте также
Прямой эфир