Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров и Рубио договорились о продолжении восстановления связей между РФ и США
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили 28 пунктов управления БПЛА ВСУ
Мир
В Пхеньяне прошли переговоры заместителей глав МИД России и КНДР
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Происшествия
В Ростовской области сообщили об отражении атаки БПЛА на регион
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Происшествия
Губернатор Воронежской области заявил о ликвидации не менее 15 БПЛА над регионом
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
Politico назвала удары по Йемену частью новой политики Трампа на Ближнем Востоке
Происшествия
В Калининградской области обрушился аварийный дом с проживающими в нем людьми
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Армия
Операторы FPV-дронов поразили технику и боевиков ВСУ на южнодонецком направлении
Армия
Экипажи танков Т-72Б3М уничтожили замаскированные позиции и живую силу ВСУ в ЛНР
Спорт
Овечкин забил 887-й гол в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до семи шайб
Армия
Экипаж Су-34 уничтожил опорный пункт и живую силу ВСУ в курском приграничье
Стиль
Третий день Московской недели моды прошел в Манеже

В Москве представили творчество армянских импрессионистов

В экспозицию вошли работы Мартироса Сарьяна, Седрака Аракеляна, Егише Тадевосяна и других мастеров
0
В Москве представили творчество армянских импрессионистов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Музей русского импрессионизма продолжает миссию по переосмыслению истории искусства. Новая экспозиция развивает идею первой выставки: импрессионизм — не только Франция. На этот раз в центре внимания армянская живопись первой трети XX века. Но, как выясняется, художественных связей и параллелей между Москвой, Парижем и Ереваном куда больше, чем можно предположить.

— В конце XIX – начале XX века Армения была разделена между Российской и Османской империями, — пояснила «Известиям» директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. — Поэтому художники, жившие в восточной части страны, ехали учиться в Санкт-Петербург и Москву, а из западной — через Стамбул в Париж. Это предопределило стилистические различия мастеров, работавших в одном небольшом государстве. Мы захотели показать, насколько разным может быть импрессионизм.

С поставленной задачей кураторы справились. Вариации на французские сюжеты здесь соседствуют с чисто армянскими мизансценами, портреты в духе Ренуара — с пуантилистическими и даже фовистскими пейзажами. Ощущение пестроты стилистической усиливается характерной для азиатского искусства пестротой цвета, буйством красок. В этом плане показательна работа Седрака Аракеляна «Сбор пшата» (1936): нюансам света и тонким переходам автор предпочитает яркие пятна, а типичная в импрессионизме недосказанность, условность контуров у него оборачивается самоценной «звучностью» штриха.

Без нескольких подражательных работ все же не обошлось: «Здание театра имени Шота Руставели» Хачатура Есаяна рождает в памяти парижские бульвары кисти Камиля Писсарро, а «Вид на поле. Стога сена» Рафаела Шишманяна выглядит достаточно прямолинейным оммажем Клоду Моне. Впрочем, оригинального, самобытного — гораздо больше. И это не только Мартирос Сарьян, имя которого стало практически синонимом армянского искусства.

В новой экспозиции всего две картины Сарьяна, зато какие! Полотно «На берегу Марны. Париж» (1927), написанное во время пребывания автора во Франции, — настоящий раритет: большинство холстов этого периода погибли в пожаре на корабле при возвращении Сарьяна в Армению. Второе произведение, представленное на выставке, — «Домик в саду» — более позднее, но в художественном плане оно даже интереснее: широкими мазками живописец добивается поразительного сочетания оттенков зеленого и розового.

Куда разнообразнее Сарьяна представлено творчество Егише Тадевосяна. Основатель и первый руководитель Союза художников Армении работал в разных стилях, но кураторы сделали акцент на его работах первого десятилетия XX века, вдохновленных Моне, — даром что учился Тадевосян в Москве и вдобавок участвовал в выставках передвижников, а затем и мирискусников. «Русский след», однако, чувствуется в «Портрете Жюстины, жены художника» (1903), напоминающем известное изображение Любови Третьяковой авторства Льва Бакста и работы Виктора Борисова-Мусатова (с ним Тадевосян был дружен).

В числе других имен, с которыми посетители смогут познакомиться по нескольким произведениям, — Ваграм Гайфеджян, Карапет Адамян, Ованнес Алхазян, Саркис Хачатурян. Большинство холстов прибыли из Национальной галереи Армении, и это вещи высокого уровня, способные если не влюбить в своих авторов, то по крайней мере вызвать интерес к их творчеству.

Впрочем, организаторы проекта не стали делать акцент на личности, рассказывать биографии и создавать творческие портреты. Скорее, попытались произвести общее впечатление (impression!) на тех, кто слышит перечисленные имена в первый, а, может, и в последний раз. И этот «впечатлизм» удался на славу. Уходить из залов, где на картинах изображены благоухающие южные цветы и раскидистые пальмы под безоблачным небом, решительно не хочется. 

Читайте также
Прямой эфир