Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пыльная буря «Хамасин» обрушилась на Египет
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Общество
В Москве силовики провели рейды по ночным клубам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Мир
NYP сообщила о разочаровании Белого дома в подходе Уиткоффа к России и Ирану
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп назвал Путина мудрым и хитрым человеком
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Армия
В Курской области нашли телефон украинского боевика с данными по вербовке в ВСУ
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Мир
Келлог заявил о согласии Украины на 22 требования о завершении конфликта с РФ
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Происшествия
Один человек погиб и трое пострадали в результате ДТП в Дагестане
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Происшествия
Силы ПВО и средства РЭБ уничтожили дроны в одном из районов Воронежской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Мир
ЕС представит новые торговые предложения переговорщикам США на следующей неделе

На русском языке вышли заметки и интервью Робера Брессона

Великий кинорежиссер поделился с потомками искусством афоризма
0
На русском языке вышли заметки и интервью Робера Брессона
Фото: G.M.F. Productions
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Робер Брессон всегда стремился к лаконизму. В его картинах каждый кадр, движение, слово — на вес золота. Критики обвиняли режиссера в скупости диалогов, Брессон отвечал: «Слова — не главное в фильме. Главное — это то, что они провоцируют». Столь же немногословен он был и в жизни. Интервью и заметки Брессона, копившиеся в течение всей жизни гения, уместились в двух книгах. Теперь они доступны и на русском языке.

Материалы по теме
1

В отличие от классических изданий бесед Трюффо с Хичкоком или Питера Богдановича с Орсоном Уэллсом «Брессон о Брессоне» — плод коллективного труда журналистов и кинодеятелей (в их числе, например, Жан-Люк Годар и сценарист Пол Шредер), интервьюировавших Брессона в течение 40 лет — с 1943 по 1983 год. Уже после смерти мастера его вдова Милен сгруппировала тексты по фильмам, которым они посвящены: от дебюта «Дела публичные» до последней работы «Деньги».

Впрочем, рассказывая о конкретных проектах, Брессон всегда выходит на обобщения. Это обеспечивает, с одной стороны, сквозную логику разноплановых и пестрых по стилю интервью, а с другой — их непреходящую ценность. «Кладезь кинематографической мудрости» — так стоило бы охарактеризовать эту книгу. Но это было бы не в духе Брессона, избегавшего высокопарности и в высказываниях, и в фильмах.

Читатели, знакомые с творчеством мэтра, обратят внимание, насколько поведение Брессона-собеседника, сдержанная реакция на вопросы и точные, лишенные позерства ответы соответствуют его же киноязыку. А постепенно проступающий психологический портрет художника оказывается отражением персонажей фильмов великого француза. Предисловие сообщает: Брессон всегда тщательно редактировал собственные интервью, шлифовал формулировки. Отсюда и нетипичная для устной речи емкость.

Однако еще в большей степени стремление режиссера к отточенности и афористичности высказываний характерно для второй новинки ИД Rosebud Publishing — «Заметки о кинематографе».

В оригинальном издании 1975 года сообщается, что режиссер записывал приходящие в голову мысли между делом, день ото дня, год от года. Для публикации они были структурированы по темам, но в конечном счете тема одна: творчество.

«Неудавшееся, если его перенести в другое место, может оказаться удачей», — сообщает мастер, имея в виду монтаж, однако на деле формулируя универсальный совет. «Звук и изображение должны не помогать друг другу, а действовать по очереди, наподобие эстафеты» — рассуждает Брессон о сочетании визуального и аудиоряда фильма. И выходит на парадоксальное обобщение: «Звуковое кино изобрело тишину».

На первый взгляд разрозненные идеи сплетаются в целостную систему, чуть ли не манифест. Снова и снова Брессон декларирует необходимость отказа от профессиональных актеров в пользу «натурщиков» (случайных людей, подобранных по типажу), убеждает в губительности театральных приемов в кино, обосновывает ключевую роль монтажа, идя здесь вслед за Сергеем Эйзенштейном и Львом Кулешовым.

Короткие фразы читаются почти как японские хокку, и хочется растянуть удовольствие, смакуя каждую мысль. Так что 100-страничная книжка может увлечь не на один день. Впрочем, издание могло бы быть и побольше, дополни его составители предисловием, справочным аппаратом, развернутым комментарием. Но, видимо, в Rosebud решили последовать примеру самого героя и сделать ставку на максимальную лаконичность. Не без оснований: изречения Брессона говорят сами за себя.


Читайте также
Прямой эфир