Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 15 дронов ВСУ над тремя регионами России
Мир
Уиткофф сообщил об обсуждении США и РФ возможных договоренностей по Черному морю
Мир
Финляндия отказалась экспортировать яйца в США
Мир
Мантуров заявил об ожидаемом увеличении поставок сельхозпродукции из РФ в Катар
Мир
Латвия приостановила работу единственного КПП с Белоруссией
Экономика
В ЦБ поддержали введение биометрии при выдаче микрозаймов онлайн
Мир
Уиткофф отметил сокращение дистанции в переговорах РФ и США по Украине
Общество
Синоптики спрогнозировали похолодание и гололедицу в Москве 17 марта
Мир
Землетрясение магнитудой 5,1 зафиксировали в Эфиопии
Общество
Синоптик не исключил возврата холодов в конце марта – начале апреля
Экономика
Льготное лизинговое финансирование расширят на легкую промышленность
Спорт
Россиянка Мирра Андреева победила в финале турнира WTA в Индиан-Уэллсе
Армия
Средства ПВО уничтожили шесть беспилотников ВСУ над тремя регионами РФ
Мир
Медведев сравнил отправку военных НАТО на Украину с началом конфликта с альянсом
Армия
Военные РФ рассказали об уничтожении техники ВСУ системами «Торнадо-С»
Экономика
В РФ выявили более 800 тыс. нелегально занятых работников в 2024 году
Мир
Захарова связала желание Британии украсть активы РФ с тягой к пиратству

Бойцы невидимого фронта

Композитор Рашид Калимуллин — о недооцененной роли педагогов музыкальных школ в культурной жизни страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

25 марта в нашей стране отмечается День работника культуры. Говоря о деятелях культуры, мы в первую очередь вспоминаем известных исполнителей, композиторов, профессоров консерваторий... Однако мне бы хотелось обратить внимание на «бойцов невидимого фронта» — тех людей, без которых не было бы ни лауреатов международных конкурсов, ни всемирно известных сочинителей музыки. Речь о педагогах музыкальных школ, причем не только специализированных, расположенных в крупных городах, но и маленьких районных заведений, куда берут почти всех детишек, имеющих хотя бы какую-то склонность к музыке.

Именно от этих подвижников, работающих зачастую за крохотные деньги, зависит — раскроется ли талант, найдет ли человек дальнейший путь в профессии?

В это сложно поверить, но в музыкальных школах нет специальности «композиция». Откуда же у нас появятся композиторы? Все знают имена Шостаковича, Прокофьева (кстати, проявившего свой талант в детстве), Свиридова, Шнитке... Их творчество — слава и достояние нашей страны. Однако системы для поиска новых гениев, выявления и поддержки их на раннем этапе у нас нет. Все — на плечах энтузиастов.

Ребенка учат играть на фортепиано и других инструментах, знакомят с музыкальной грамотой, расширяют музыкальный (и — шире — культурный) кругозор. Но если вдруг у ученика обнаружится тяга к сочинительству и он почувствует, что хочет не только играть и изучать чужую музыку, но и создавать свою, то будущее его таланта зависит исключительно от доброй воли педагога по другим предметам. Готов ли, например, преподаватель по фортепиано заниматься с ребенком композицией? В свое свободное время, конечно, ведь основную программу никто не отменял. И, скорее всего, забесплатно — родители не всегда способны оплатить репетиторство, а некоторые, возможно, сочтут такие уроки лишним баловством, ведь умение сочинять музыку не поможет сдать ЕГЭ.

И все же множество педагогов по всей стране идут на это, тратят силы, душевную энергию безо всякой надежды на то, что их старания кто-то оценит или тем более оплатит. А ведь живется им ой как непросто!

Конечно, материальное положение работников культуры несравнимо с тем, что было в 1990-х. За нулевые многое сделано для того, чтобы сотрудники музыкальных школ могли пусть и скромно, но хотя бы как-то жить за счет своей профессии. Однако впереди еще много работы. И не только по повышению зарплат, но и по наполнению школьных библиотек, восстановлению фабрик, выпускающих музыкальные инструменты. Я много езжу по стране и вижу, что в музыкальных школах не хватает учебных пособий и нот, а инструменты, на которых занимаются будущие виртуозы, находятся в плачевном состоянии. Своего производства практически нет, европейские изделия школам не по карману, приходится покупать китайские, которые куда хуже по качеству. А ведь в советское время у нас были прекрасные фабрики и мастера! Надеюсь, мы сможем вернуться к этим традициям.

Но, несмотря на все проблемы, нельзя не верить в прекрасное будущее российской культуры, просто встретившись однажды с педагогами музыкальных школ, посмотрев им в глаза и почувствовав их отношение к детям. В последнее время я провожу немало мероприятий для школьников по всей стране. Показываю свою детскую музыку, ребята угадывают песни, участвуют в викторинах... Группы обязательно сопровождают их педагоги. И меня поражает, насколько тепло, трогательно они относятся к своим подопечным и в то же время с какой открытостью воспринимают все новое — подход к работе, способы взаимодействия со слушателями, саму музыку.

Пока такие герои в России есть, наша культура будет процветать, несмотря ни на что. Давайте же поздравим их с праздником и пожелаем терпения, сил и удачи в нелегком труде. А еще — совместными усилиями попробуем хотя бы в перспективе сделать их жизнь немного проще и обеспечим им такие условия работы, которых они действительно достойны.

Автор — народный артист РФ, председатель Союза композиторов России, член общественного совета при Министерстве культуры РФ

Читайте также
Прямой эфир