Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров и Рубио договорились о продолжении восстановления связей между РФ и США
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили 28 пунктов управления БПЛА ВСУ
Мир
В Пхеньяне прошли переговоры заместителей глав МИД России и КНДР
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Происшествия
В Ростовской области сообщили об отражении атаки БПЛА на регион
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Происшествия
Губернатор Воронежской области заявил о ликвидации не менее 15 БПЛА над регионом
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
Politico назвала удары по Йемену частью новой политики Трампа на Ближнем Востоке
Происшествия
В Калининградской области обрушился аварийный дом с проживающими в нем людьми
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Армия
Операторы FPV-дронов поразили технику и боевиков ВСУ на южнодонецком направлении
Армия
Экипажи танков Т-72Б3М уничтожили замаскированные позиции и живую силу ВСУ в ЛНР
Спорт
Овечкин забил 887-й гол в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до семи шайб
Армия
Экипаж Су-34 уничтожил опорный пункт и живую силу ВСУ в курском приграничье
Стиль
Третий день Московской недели моды прошел в Манеже

Бойцы невидимого фронта

Композитор Рашид Калимуллин — о недооцененной роли педагогов музыкальных школ в культурной жизни страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

25 марта в нашей стране отмечается День работника культуры. Говоря о деятелях культуры, мы в первую очередь вспоминаем известных исполнителей, композиторов, профессоров консерваторий... Однако мне бы хотелось обратить внимание на «бойцов невидимого фронта» — тех людей, без которых не было бы ни лауреатов международных конкурсов, ни всемирно известных сочинителей музыки. Речь о педагогах музыкальных школ, причем не только специализированных, расположенных в крупных городах, но и маленьких районных заведений, куда берут почти всех детишек, имеющих хотя бы какую-то склонность к музыке.

Именно от этих подвижников, работающих зачастую за крохотные деньги, зависит — раскроется ли талант, найдет ли человек дальнейший путь в профессии?

В это сложно поверить, но в музыкальных школах нет специальности «композиция». Откуда же у нас появятся композиторы? Все знают имена Шостаковича, Прокофьева (кстати, проявившего свой талант в детстве), Свиридова, Шнитке... Их творчество — слава и достояние нашей страны. Однако системы для поиска новых гениев, выявления и поддержки их на раннем этапе у нас нет. Все — на плечах энтузиастов.

Ребенка учат играть на фортепиано и других инструментах, знакомят с музыкальной грамотой, расширяют музыкальный (и — шире — культурный) кругозор. Но если вдруг у ученика обнаружится тяга к сочинительству и он почувствует, что хочет не только играть и изучать чужую музыку, но и создавать свою, то будущее его таланта зависит исключительно от доброй воли педагога по другим предметам. Готов ли, например, преподаватель по фортепиано заниматься с ребенком композицией? В свое свободное время, конечно, ведь основную программу никто не отменял. И, скорее всего, забесплатно — родители не всегда способны оплатить репетиторство, а некоторые, возможно, сочтут такие уроки лишним баловством, ведь умение сочинять музыку не поможет сдать ЕГЭ.

И все же множество педагогов по всей стране идут на это, тратят силы, душевную энергию безо всякой надежды на то, что их старания кто-то оценит или тем более оплатит. А ведь живется им ой как непросто!

Конечно, материальное положение работников культуры несравнимо с тем, что было в 1990-х. За нулевые многое сделано для того, чтобы сотрудники музыкальных школ могли пусть и скромно, но хотя бы как-то жить за счет своей профессии. Однако впереди еще много работы. И не только по повышению зарплат, но и по наполнению школьных библиотек, восстановлению фабрик, выпускающих музыкальные инструменты. Я много езжу по стране и вижу, что в музыкальных школах не хватает учебных пособий и нот, а инструменты, на которых занимаются будущие виртуозы, находятся в плачевном состоянии. Своего производства практически нет, европейские изделия школам не по карману, приходится покупать китайские, которые куда хуже по качеству. А ведь в советское время у нас были прекрасные фабрики и мастера! Надеюсь, мы сможем вернуться к этим традициям.

Но, несмотря на все проблемы, нельзя не верить в прекрасное будущее российской культуры, просто встретившись однажды с педагогами музыкальных школ, посмотрев им в глаза и почувствовав их отношение к детям. В последнее время я провожу немало мероприятий для школьников по всей стране. Показываю свою детскую музыку, ребята угадывают песни, участвуют в викторинах... Группы обязательно сопровождают их педагоги. И меня поражает, насколько тепло, трогательно они относятся к своим подопечным и в то же время с какой открытостью воспринимают все новое — подход к работе, способы взаимодействия со слушателями, саму музыку.

Пока такие герои в России есть, наша культура будет процветать, несмотря ни на что. Давайте же поздравим их с праздником и пожелаем терпения, сил и удачи в нелегком труде. А еще — совместными усилиями попробуем хотя бы в перспективе сделать их жизнь немного проще и обеспечим им такие условия работы, которых они действительно достойны.

Автор — народный артист РФ, председатель Союза композиторов России, член общественного совета при Министерстве культуры РФ

Читайте также
Прямой эфир