Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Мир
Глава МИД Франции заявил о желании ЕС согласовать новый пакет санкций с США
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Мир
В США сообщили о связи с Индией и Пакистаном для предотвращения эскалации
Общество
В Екатеринбурге открылась выставка трофейной техники НАТО
Мир
Рубио указал на необходимость усилий Европы для урегулирования на Украине
Мир
Депутат рады заявила о массовом самовольном уходе военнослужащих из ВСУ
Мир
Госдеп США заявил об укреплении нацбезопасности Украины после сделки по ресурсам
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Общество
В Москве и Московской области стартовала акция «Бессмертный полк на транспорте»
Мир
Более 285 тыс. человек приняли участие в мероприятиях ко Дню труда в Турции
Мир
В ВОЗ заявили о проблемах с перечислением зарплат из-за прекращения помощи США
Мир
Вучич заявил о плане приехать в Москву 9 мая при любых последствиях
Политика
Пушков назвал сделку США и Украины шагом к полуколониальному статусу Киева
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Вэнс сообщил о «пропасти» между позицией РФ и Украины в переговорах
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

На краю энергетической пропасти

Аналитик Александр Пасечник — о проблемах российско-украинских отношений в энергетической сфере
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В затухающей энергетической кооперации России и Украины сложностей все больше. Помимо широко известных газовых проблем в поле зрения теперь и неурядицы с поставками нашего дизельного топлива в Незалежную.

В середине марта стало известно, что трубопроводные поставки российского дизельного топлива на Украину приостановлены уже в течение месяца из-за того, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК РФ) не осуществляет оформление необходимых документов. В Минэнерго РФ уточнили, что, по данным «Транснефти», поставки были приостановлены в начале февраля «в связи с перезаключением контрактов на экспорт нефтепродуктов».

Материалы по теме
1

Спустя несколько дней официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил, что Россия возобновила поставки дизтоплива на Украину. В заявлении Минэнерго также подчеркивалось, что у России отсутствуют межправительственные соглашения по поставкам нефтепродуктов на Украину и в Венгрию и экспорт дизельного топлива в указанных направлениях осуществляется хозяйствующими субъектами исходя из экономической целесообразности. А поэтому говорить о прекращении поставок горючего из РФ некорректно. Иными словами, Москва юридически не имеет обязательств снабжать Киев дизтопливом. 

Тем временем Украина не устает хвалиться, что впервые в своей истории завершает отопительный сезон без прямых закупок российского газа. Однако уже давно известно, что растущие объемы реверсных закупок «Нафтогаза» в Европе в конечном счете формируются именно из российского голубого топлива, которое поставляется сначала контрагентам из Старого Света, а после перепродается Незалежной. Теперь же, когда Москва согласилась снять с европейских партнеров контрактные ограничения на реэкспорт газа, «Нафтогазу» юридически, конечно, станет проще взаимодействовать с реверсными странами. Только вот крупные коммерческие потери Киева неизбежны — как известно, переплата Украиной европейским партнерам достигала в IV квартале 2016 года $20–30 с каждой тысячи кубометров газа.

Кроме того, необходимо понимать, что экономия голубого топлива, которую власти Украины считают своим несомненным достижением, результат прежде всего тотальной деградации промышленного сектора и децентрализации теплоснабжения. Зачастую это связано с банальным переходом домохозяйств на дрова и солярку, а никак не с внедрением «программ энергоэффективности», которые так широко анонсируются украинским руководством.

В оде украинских властей «энергетической независимости» республики большая роль отводится и славному будущему газотранспортной системы (ГТСУ). На нее все еще возложены стратегические надежды — а именно на доход от транзитных сборов за прокачку российского газа в Европу. Но это абсурдные помыслы. Напомню, что Россия динамично продвигает обходные проекты — «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Их скорый запуск автоматически лишит Украину статуса страны — транзитера российского газа. 

Причем Киев просто-таки подталкивает Москву к отказу от использования ГТСУ — труба почти не ремонтируется и не модернизируется из-за отсутствия инвестиций. И уровень ее морального износа уже давно критичен. При этом ставки на транзит сырья Киев задирает все выше. А это прямой путь к полному разрыву газовой кооперации России и Украины.  

Хотя, может быть, Москва и не прочь сохранить украинский маршрут как дополняющий новые газомагистрали в Европу — с точки зрения логистики некоторые объемы российского топлива по ГТСУ было бы удобно продолжать поставлять в ряд стран на юго-востоке Европы. Но тогда Киеву нужно спешить идти навстречу. Во-первых, снижать тариф на прокачку газа до адекватного уровня. А во-вторых, конечно, резонно подумать о продаже ГТСУ, которой так дорожат власти Незалежной, внешним инвесторам, чтобы ее наконец модернизировали. Да, момент крайне политизирован, но драмы для страны на самом деле нет. Рядовым гражданам Украины в принципе все равно, кому принадлежит труба. Населению главное, чтобы цены на газ были приемлемыми, а не росли галопирующими темпами, как это происходит в последние годы.

Хочется верить, что сценарий с сохранением ГТСУ все же не станет утопией. Ведь режим Порошенко не вечен. И если к власти на Украине придут силы, настроенные на более прагматичную кооперацию с Россией, это вполне может создать предпосылки для энергетической синергии.

Автор — руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Читайте также
Прямой эфир