Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Алексей Учитель: «Я хотел показать Николая человеком из плоти и крови»

Режиссер фильма «Матильда» — об интересе к последнему императору, протестах общественности и мечте снять фильм о блокаде
0
Алексей Учитель: «Я хотел показать Николая человеком из плоти и крови»
Фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Шамуков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Определилась дата премьеры нашумевшего фильма «Матильда»: картину представят 6 октября 2017 года в Мариинском театре. О ситуации вокруг картины режиссер фильма Алексей Учитель рассказал в интервью обозревателю «Известий» Анастасии Роговой.

— Почему вы решили сделать фильм именно про Николая II?

Материалы по теме
3

— Меня давно интересует эта историческая фигура, и я всегда относился к Николаю с безмерным уважением. Я знал, что царская семья канонизирована, но мне хотелось показать Николая не как статую, а как живого человека из плоти и крови. В 26 лет, еще не будучи императором, он мог влюбиться, испытывать сильные эмоции и переживания. На мой взгляд, если показать его именно так — со всеми человеческими страстями, его значимость только возрастет.

— Некоторые наши соотечественники усмотрели в этой истории любви покушение на светлый образ государя…

— У меня никогда не стояло задачи опорочить императора. Я ни секунды не сомневался, что мы идем по правильному пути, и даже представить себе не мог, что столкнусь с таким непониманием. Дошло до того, что говорят, будто любовь Кшесинской и Николая я сам придумал.

— Но вы же основывались на реальных исторических документах?

— Конечно. На дневниках Кшесинской и Николая. Допустим, Кшесинская еще могла что-то придумать в своих записях, и отсылки к ним могут быть спорными, но есть же дневники и письма самого Николая... Деталей их взаимоотношений мы можем не знать, но для того и существует художественный вымысел. Который, конечно, не должен выходить за рамки приемлемого.

— Один из рекламных роликов фильма вызвал бурную реакцию общественности. Вы ее сознательно провоцировали?

— Разумеется, я хотел бурной реакции — но только зрительской. Я вполне готов прислушаться к умным советам и комментариям. Но когда перевирают абсолютно все, даже не видя фильм… Меня больше всего удивляет, что в некоторых храмах висят листочки с призывом собирать подписи против «Матильды», которая еще не вышла в прокат! Ленту никто не видел.

Почему призывают прихожан вмешиваться в работу режиссера? Никакое вмешательство в творческую работу режиссера, писателя, художника недопустимо. Если человек преступает закон — пропагандирует в своем произведении насилие и тому подобное, тогда другое дело. Но в нашем фильме никаких нарушений законодательства нет. Мы беседовали с представителями прокуратуры. Они сами удивлены, что им приходится этим заниматься.

— Так был же запрос от депутата Натальи Поклонской.

— Я считаю, что подобные прецеденты с обращением в прокуратуру надо пресекать. В российской истории есть много противоречивых личностей. Про них пишут книги, ставят спектакли, снимают кино, создают живописные полотна. И что если кому-то что-то вдруг не понравится, все теперь будут сразу в Генпрокуратуру писать? Это ведь абсурд. Неужели у прокуроров нет более серьезных дел?

Существует же Министерство культуры, комитет по культуре в Госдуме, которым руководят уважаемые люди, можно было обратиться туда. Мы не нарушили ни одного закона. Наоборот, прокуратуре стоит пресечь деятельность тех организаций, которые пытаются запугать кинотеатры угрозами поджога и расправами. Вот это уже — чистый криминал.

— Почему, на ваш взгляд, именно вокруг последнего императора разгорелись такие страсти?

— Для меня самого это загадка. Может быть, потому, что снова наступил 17-й год, и мы отмечаем столетие революционных событий — вот ракурс общественного внимания и сместился в сторону нашего фильма. Но, кстати, ни Февральской, ни Октябрьской революций в «Матильде» нет. Меня вот еще что удивляет: по телевизору открыто показывают реалити-шоу «Дом 2» — почему здесь никто не видит пропаганды разврата?

Это не оскорбляет чувств верующих? Повторюсь, я только рад обсуждениям, я охотно воспринимаю разные мнения, в том числе довольно резкие, — но только если тот, кто критикует, хотя бы видел фильм! А набрасываться на картину после трейлера, где показали один-единственный поцелуй, — это по меньшей мере непрофессионально и непорядочно даже со зрительской точки зрения. Не говоря уже о людях, занимающих государственные посты.

— Вы не обсуждали этот инцидент с Натальей Поклонской лично?

— Нет, хотя я открыт к любым встречам и с удовольствием приглашу ее на премьеру в Мариинский театр. Буду рад дать Поклонской лучшие места. Моя мечта — чтобы она сидела рядом с замечательным актером Ларсом Айдингером, сыгравшим царя. Думаю, свое мнение о его актерском таланте она бы переменила.

— Ситуацию вокруг «Матильды» можно считать новым проявлением цензуры?

— Знаете, за последние 25 лет никто и никогда не требовал изменить фильм вопреки моей воле. Последний раз такое было с документальной лентой «Рок», когда меня в Госкино заставляли вырезать один эпизод, но и его удалось отстоять. Сегодня официальной цензуры у нас нет. Повторюсь: любые активисты могут выражать свое мнение сколько угодно. Но если это будет в такой агрессивной форме — государство должно это пресекать.

Я уверен, что этот процесс не станет бесконтрольными градус протестов снизится.Такого допускать в нашем обществе нельзя. И я говорю далеко не только о «Матильде». Надо вести разъяснительную работу с людьми. Это всё от бескультурья происходит. Но я верю в разум.

— Не пропало ли у вас после этого желание снимать исторические картины?

— Напротив, я считаю, что нельзя склонять голову перед такими ситуациями, а надо фильмами, книгами, спектаклями делать людей лучше, чище и добрее, даже с помощью негативных моментов — это основная задача любого вида искусства. Другое дело, что я собираюсь снимать не только исторические картины.

— Какой еще период истории вас интересует как кинорежиссера?

— Я давно мечтаю найти хороший литературный и сценарный материал о блокаде Ленинграда. Мой интерес к теме связан с моим отцом, который все это пережил. Пока, на мой взгляд, нет ни одного художественного фильма, который бы достаточно правдиво и на высоком художественном уровне рассказал об этом. А уж там столько противоречий было, столько всего жуткого, что страшно на экран выносить…

Это не значит, что я хочу показать в кино только ужасы, вовсе нет, — просто я знаю, как много настоящих, потрясающих человеческих историй скрывается за всем этим. Особенно меня интересует факт исполнения Ленинградской симфонии Шостаковича в блокадное время. Посмотрим, может, моя мечта сделать такой фильм сбудется.

Справка «Известий»
Алексей Учитель — народный артист России, лауреат премий «Ника», «Золотой орел», обладатель Гран-при фестиваля «Кинотавр». Среди его фильмов — «Край», «Пленный», «Восьмерка», «Космос как предчувствие», «Прогулка», «Дневник его жены», «Мания Жизели».

 

Читайте также
Прямой эфир