Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили восемь БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Экс-президенту Южной Кореи предъявлено обвинение в злоупотреблении властью
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ

Рынок лизинга побил пятилетний рекорд по темпам роста

Это реакция на ситуацию в экономике и госпрограмму поддержки бизнеса
0
Рынок лизинга побил пятилетний рекорд по темпам роста
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Число новых сделок на рынке лизинга в прошлом году увеличилось на треть, таких темпов отрасль не показывала с 2011-го, подсчитали для «Известий» в Национальном рейтинговом агентстве (НРА). Это связано как с выходом экономики из стагнации и развитием этого сегмента, так и с госпрограммами помощи компаниям. Впрочем, по прогнозам НРА, этот год будет гораздо менее успешным для лизинговой отрасли — всего 5% роста рынка, а объем новых сделок немногим превысит 1 трлн рублей.

Рынок лизинга в России в прошлом году оправился от двухлетнего спада и впервые с 2014 года показал рост, который оказался весьма солидным. Объем новых сделок увеличился более чем на 30% по сравнению с 2015 годом, при этом двузначной динамики роста отрасль не демонстрировала с 2011-го — даже в «сытые» предкризисные годы. Таким образом, годовой объем всего рынка превысил 600 млрд рублей.

К концу прошлого года в лизинговых портфелях компаний львиную долю занимали сегменты железнодорожной и авиатехники — в сумме 65%, на технологическое оборудование и спецтехнику пришлось в три раза меньше — 20%, оставшиеся 15% составили сегменты автотранспорта.

В НРА объясняют рекордные показатели лизингового рынка тем, что он оказался крайне чувствительным к изменению ситуации в экономике РФ в целом.

— Объем новых сделок сокращался и в 2014, и в 2015 годах и только с прошлого года начал отыгрывать падение, — говорится в исследовании агентства (есть у «Известий»). Причем львиная доля новых сделок пришлась на IV квартал 2016-го — как раз тогда наша экономика перешла из фазы спада в фазу восстановительного роста, следует из данных Росстата, ЦБ и Минэкономразвития.

Рынок лизинга раньше, чем банковский, реагирует на изменения в экономике, полагает старший аналитик Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Михаил Доронкин. Дело в том, что спрос в этом сегменте формируется преимущественно инвестиционной активностью компаний, которая крайне чувствительна к фазам экономического цикла. В то время как потребность в пополнении оборотных средств за счет банковских кредитов сохраняется даже в период экономических спадов.

Так, переход ВВП России к восстановительному росту вызвал повышение инвестиционной активности и создал предпосылки для роста объема нового бизнеса, в частности малого и среднего, пояснили в НРА.

— Некрупные лизингодатели, работающие в сегменте малого и среднего бизнеса, внесли заметный вклад в обновление технологического оборудования в стране, — констатировали в агентстве. По данным агентства, эти участники рынка в прошлом году активно наращивали долю портфеля именно техоборудования и спецтехники, в итоге она превысила 43%, что вдвое больше, чем в среднем по рынку.

Кроме того, отдельные игроки рынка в прошлом году открывали региональные офисы и активно заключали новые лизинговые сделки.

— Видно, что уже по итогам первого полугодия прошлого года доля крупнейших субъектов России в объеме новых сделок значительно снизилась, а региональные компании увеличили число договоров, — подтвердил главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик.

Совокупный объем инвестиций в основной капитал, по оценкам НРА, вырос в прошлом году примерно на 1,5% — до 14 трлн рублей, приблизившись к отметке 10% от ВВП страны. Доля лизинга в этих вложениях увеличилась почти на два процентных пункта с 6% в 2015 году.

Ярослав Лисоволик из ЕАБР добавил, что немаловажную роль сыграло и резкое снижение инфляции в прошлом году — более чем в два раза, до 5,4%. Это подтолкнуло вниз ключевую ставку ЦБ, а вслед за ней — процентные ставки по кредитам банков, которые смогли профинансировать больше лизинговых сделок.

Значительную поддержку рынку также оказали государственные программы помощи в ряде отраслей, добавили аналитики НРА. Программа субсидирования лизинга была запущена в апреле 2015-го и рассчитана на 2016 год, однако в Минпромторге решили продлить ее и на этот год — только для коммерческого транспорта.

В этом году эксперты прочат рынку лизинга не такие высокие результаты. Дело в том, пояснил Ярослав Лисоволик, что рост прошлого года имел место, в частности, благодаря эффекту низкой базы, который с течением времени практически полностью себя исчерпал.

Замедление темпов роста рынка лизинга также последует из-за того, что госпрограмма субсидирования покупки инновационных ж/д вагонов была сокращена на этот год вдвое — с 10 млрд до 5 млрд рублей, указали в НРА.

— Темпы прироста снизятся до 5–10%, возможна даже стагнация. Объем новых сделок — на уровне 1,1 трлн рублей, — пояснили аналитики.

По прогнозам Михаила Доронкина из АКРА, в этом году драйверами рынка останутся крупнейшие сегменты — лизинг автотранспорта и авиализинг, хотя темпы их роста вряд ли будут столь же высокими, как в прошлом. Хорошие перспективы роста, по мнению эксперта, сохраняются у лизинга морского и речного транспорта благодаря действию соответствующей госпрограммы, а также в сегменте дорожно-строительной техники на фоне прогнозируемого роста объемов инфраструктурного строительства.

В этом году рынок лизинга ожидают реформы — Центробанк планирует ввести институт саморегулирования компаний, новые требования к капиталу и стандарты МСФО.

​​​​​​​

Читайте также
Прямой эфир