Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Политика
Песков сообщил о возможности разговора Путина с Трампом по итогам встречи с Уиткоффом
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Происшествия
Житель Курской области погиб в результате удара ВСУ по гражданскому автомобилю
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Мир
NYT сообщила об отсутствии гарантий безопасности Украине в проекте сделки с США
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Средства ПВО уничтожили 13 украинских БПЛА над Ростовской и Курской областями
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары

Представители профессионального сообщества считают, что это приведет к сокращению преподавательского состава
0
Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары
Фото: агенство городских новостей «Москва»/Ведяшкин Сергей
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Уже со следующего года некоторые курсы в университетах будут переведены в электронную форму и не потребуют личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях. Министерство образования и науки до конца года планирует провести эксперимент, в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах.

В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая — частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку.

— Международный и отечественный опыт показывает, что студенты заинтересованы в использовании онлайн-курсов. А эффективность обучения и с точки зрения получаемых результатов, и с точки зрения соотношения затрачиваемых ресурсов и количества обученных оказывается выше традиционных технологий, — говорят в ведомстве.

Помимо замены курсов, в рамках проекта будут разработаны новые подходы к реализации образовательных программ, основанных на использовании онлайн-технологиий. В частности, речь идет о применении виртуальной академической мобильности и построении индивидуальных траекторий обучения.

— Результатом проекта станет комплексное описание оптимальных моделей использования онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, которые могут предлагаться к внедрению в российских вузах. В перспективе это позволит повысить качество и эффективность образовательных программ, расширить возможности для реального выбора студентами индивидуальной образовательной траектории, — добавили в Минобрнауки.

По мнению представителей ведомства, сложившейся практики по конкретным подходам к применению онлайн-курсов в высшем образовании нет — каждый университет, как в России, так и за рубежом, занимается поиском оптимальных моделей самостоятельно. Но это снижает темпы распространения новых технологий, а зачастую ставит непреодолимые барьеры для вузов.

— Одна из основных задач хорошего лектора — вовлечь студента в предмет. Сейчас нельзя полностью заменить обычный курс его электронной версией. Но можно модифицировать процесс обучения так, чтобы преподаватель заинтересовывал учащихся, а основной массив учебного материала, разложенный по полочкам, преподносился в онлайн-форме. Я считаю, это может быть очень перспективно, — сказал ректор МФТИ Николай Кудрявцев.

По его словам, Минобрнауки обеспокоено тем, что многие курсы читаются рядовыми преподавателями, в то время как было бы значительнее эффективнее, если бы тот же курс студент «прослушал от мастера своего дела».

— При появлении большого количества качественных онлайн-курсов может встать вопрос сокращения профессорско-преподавательского состава. Я не открою какой-то секрет, но сейчас хорошие преподаватели в дефиците, — резюмировал глава МФТИ.

С ним согласен руководитель Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Сергей Багненко. По мнению ректора, появление онлайн-курсов может повлечь за собой сокращение профессорско-преподавательского состава, но их внедрение будет происходить в различных направлениях с разной степенью интенсивности.

— Присутствие информационных технологий в образовании будет постепенно увеличиваться, но в гуманитарных направлениях внедрение пройдет быстрее и легче. Во всех остальных случаях всё будет зависеть от развития виртуальных программ. Построить виртуально можно всё, но пока такие технологии не готовы, поэтому процесс внедрения будет идти медленнее, — считает Багненко. — Появление онлайн-технологий может повлечь сокращение преподавательского состава, но это не катастрофа. Ясно, что это будет идти постепенно и никаких революций тут не последует.

Стоит отметить, что президиум президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам рассматривает внедрение онлайн-курсов как одно из направлений развития образования. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, нужно создать сетевые ресурсы с качественным образовательным контентом, обеспечить погруженность онлайн-курсов в формальный образовательный процесс, определить, что является финальным результатом такого рода образования.

Читайте также
Прямой эфир