Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров и Рубио договорились о продолжении восстановления связей между РФ и США
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Мир
В Пхеньяне прошли переговоры заместителей глав МИД России и КНДР
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Стиль
Третий день Московской недели моды прошел в Манеже

«Белые столбы»: время открытий

На фестивале Госфильмофонда отметили символическую дату рождения великого советского киноискусства
0
«Белые столбы»: время открытий
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В микрорайоне подмосковного города Домодедово Белые столбы, где расположен крупнейший киноархив мира — Госфильмофонд России, завершил работу 21-й фестиваль архивного кино «Белые столбы».

Выступая на закрытии этого уникального смотра, кинорежиссер Вадим Абдрашитов (его студенческий фильм «Репортаж с асфальта» был включен в программу) остроумно заметил, что если в прошлом году фестиваль отмечал обычный юбилей — 20-летие, то в нынешнем — особо важный, игровой. И, добавлю, совпавший с другим — эпохальным и трагическим — столетием двух русских революций, февральской и октябрьской. В нынешнем году (во всяком случае в том, что касается кино) только ленивый не отмечает эту годовщину как символическую дату рождения великого советского киноискусства.

Гость фестиваля из Южной Кореи, славист и киновед Хон Сан-Ву сокрушался, что не может быть одновременно и в Белых столбах, и в Сеуле, где как раз открывалась программа советских фильмов, посвященная Октябрьской революции. Организаторы нашего архивного фестиваля подошли к этой части программы нетривиально. Она не только охватывала чуть ли не все этапы развития кино минувшего века как искусства и зрелища, но и включала исторические вехи, начиная с кровавой Великой французской революции до российских и мексиканских потрясений XX столетия, и разнообразные жанры — от трагедии через мелодраму к сюрреалистическому гротеску.

На меня, видевшего почти все фильмы раньше, неожиданно сильное впечатление произвела лента Ильи Ольшвангера «На одной планете» (1965), где неожиданный образ Ленина по следам своего Гамлета создал Иннокентий Смоктуновский. Из архивных находок наиболее яркой стала обнаруженная буквально на помойке эксцентрическая комедия «Богатый Яша» Михаила Авербаха.

Программа отреставрированных фильмов вообще заслуживает отдельного, не газетного разговора. Тут и «Жизнь за жизнь» корифея дореволюционного кино Евгения Бауэра (на фестивале был представлен и посвященный ему фолиант из петербургской серии Pro et Contra), и фрагменты созданной коллективом МХТ мелодрамы «Цветы запоздалые», и стереофильм Александра Роу об Артеке «День чудесных впечатлений», где в роли звездочета появляется герой и антигерой множества киносказок — легендарный Георгий Милляр.

Подлинным открытием фестиваля стал и ленинградский режиссер Юлий Файт. Отреставрированная копия его скромной, но показательной картины «Мальчик и девочка» была представлена на церемонии открытия. Созданная между некогда скандальным фильмом Юлия Райзмана «А если это любовь?» и «Школьным вальсом» Павла Любимова, она может рассматриваться как веха в эволюции трактовки в советском кино темы взросления.

Показанные в последний день фестиваля студенческие работы Файта (во ВГИКе он учился у Михаила Ромма) не только очертили жанрово-тематический диапазон интересов режиссера, но и подчеркнули его индивидуальность как важнейшее связующее звено отечественного кинопроцесса: от визуальной антропологии дипломной работы оператора Владимира Чумака «Маяк с реки Бикин» (автор дикторского текста — также гость фестиваля Александр Митта) до сотрудничества с Геннадием Шпаликовым — не только в «Мальчике и девочке», но и в изящной детской миниатюре «Трамвай в другие города».

Участников и гостей фестиваля порадовал своим присутствием его бессменный президент 90-летний Марлен Хуциев, которому идеально подходит формула «живой классик». Он не только побывал на показе своего отреставрированного телевизионного фильма «Был месяц май», но и без устали смотрел значительную часть программы.

Эхо войны — и опосредованно оттепели — звучало в фильме Григория Чухрая «Память», показанном в цикле «Игровики снимают документ». В этом же цикле зрителей ожидало открытие: фильм Альберта Гендельштейна «Дмитрий Шостакович» — «сумбур вместо музыки», преображенный взглядом экспериментатора, авангардизм которого в середине 1960-х мог реализоваться только в неигровом кино.

К этому фильму примыкала программа «Как сделано искусство», собранная и откомментированная молодым (для моего поколения) художественным руководителем фестиваля Петром Багровым на пересечении литературы, театра, изобразительного и музыкального искусств и кино. Объявление на заключительной церемонии нового приза фестиваля имени его основателя, патриарха служения архивному делу в кино Владимира Дмитриева подтвердило сочетание преемственности и обновления в «Белых столбах».

Читайте также
Прямой эфир