Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Днепропетровской области неизвестный в камуфляже устроил стрельбу из автомата
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Кафка, клетка, птица

В постановке Театра имени Ермоловой мрачный «Процесс» завершается оптимистическим прогнозом
0
Кафка, клетка, птица
Фото: Евгения Сирина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Театр имени Ермоловой поставил «Процесс» Франца Кафки. Режиссер премьеры Алексей Левинский не разделил мнения писателя о бессилии человека перед враждебным миром.

Автор инсценировки неравнодушен к экзистенциально-абсурдистской теме. Ставил Беккета, а совсем недавно, в том же ермоловском театре, — гения русского абсурда Козьму Пруткова. Для спектакля Левинский создал собственный дайджест прекрасного перевода Риты Райт-Ковалевой, и это — своего рода просветительский жест. Читатель, который по каким-то причинам не встретился с «Процессом», имеет возможность восполнить пробел. А заодно ознакомиться с редким в сценической практике случаем — прочтением Кафки.

В день своего рождения служащий банка Йозеф К. получает извещение о заведении на него уголовного дела, затем долго знакомится с его подробностями, выслушивает советы и пожелания судейских чиновников, а также исповеди товарищей по несчастью. Кульминацией процесса становится его отказ от услуг адвоката и философская беседа с тюремным капелланом. Развязкой — приведение в исполнение смертного приговора. За что он наказан, герой так и не узнает.

Материал, в котором отсутствуют причинно-следственные связи, — не лучшее поле деятельности для режиссера, дорожащего вниманием публики, поэтому театральными интерпретациями Кафка не избалован. Из российских можно вспомнить «Суф(ф)ле» в Театре на Таганке — выдержки из «Процесса» в одном флаконе с сочинениями Беккета, Джойса и Ницше.

Спектакль, поставленный Юрием Любимовым, повествовал об идиотизме повседневной действительности, героев окружали обычные дома, предметы интерьера, остановки общественного транспорта. Левинский, в отличие от коллеги, делает сценический антураж подчеркнуто странным. Ничто, кроме стульев, не напоминает об обыденности. На сцене расставлены перфорированные металлические кубы-постаменты, персонажи выдержаны в серо-черных тонах, и все, как один, обуты в туфли на каучуковой подошве — появляются и исчезают бесшумно, подобно  дьявольскому наваждению. А как еще назвать безжалостную махину, в один момент разрушившую жизнь героя?

Адвокат (Василиса Пьявко), художник (Дмитрий Павленко), коммерсант (Андрей Попов), судейские чиновники всех рангов — от директора канцелярии и следователя (Сергей Власенко) до клерков Франца и Виллема (Михаил Попов, Павел Галич), и даже весьма расположенные к герою дамы (Наталья Селиверстова, Галина Власова) — винтики этой махины под названием «система». Наособицу от нее только двое нормально обутых — слышен звук шагов — Йозеф К. (Антон Колесников) и его дядя, примчавшийся из деревни спасать племянника (Владимир Мурашов).

В схватке им не победить — как и у Кафки, за героем приходят зловещие стражники. Тем не менее интерпретация, в отличие от оригинала, вселяет оптимизм. В персонаже Колесникова, маленьком человечке, таится недюжинная сила. Там, где его массивные партнеры дают слабину, хрупкий Йозеф обнаруживает присутствие духа и сталь в голосе. Обращение к суду и отказ от адвоката в подаче актера звучат как обвинение системе, подавляющей человека. Мощь ее несопоставима с возможностями отдельно взятого индивидуума, но и она не может лишить его воли к сопротивлению.

Среди своих духовных наставников Франц Кафка называл Федора Достоевского и, будучи талантливым учеником, творчески перерабатывал наследие учителя. «Процесс», по сути, стал вариацией «Преступления и наказания». Наказание имеется, а преступление напрочь отсутствует. «Клетка идет искать птицу» — сформулировал Кафка в своих «Афоризмах». О дальнейшей судьбе птицы писатель умолчал. А вот режиссер за птицу спокоен — из клетки она вылетит. Пусть и ценой собственной жизни.

Читайте также
Прямой эфир