Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Спорт
Команда Специальной Олимпиады РФ заняла призовые места на соревнованиях в Италии
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Армия
Военные РФ сообщили о массовом отходе ВСУ из Суджи без обеспечения себе прикрытия
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
Трамп отдал приказ ВС США начать военные действия против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Общество
По факту ДТП в центре Москвы возбуждено уголовное дело
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Юрий Башмет между Россини и «Яблочком»

Зимний фестиваль в Сочи продемонстрировал диалог искусств и жанров
0
Юрий Башмет между Россини и «Яблочком»
Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Вяткин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Завершившийся X Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета объединил все виды творчества и стал полем для экспериментов. Публика традиционно выказала маэстро народную любовь — заполняемость основной фестивальной площадки, Зимнего театра, была практически стопроцентной.

Открытие фестиваля предваряла музыкально-театральная адаптация «Маленького принца» — спектакль «Не покидай свою планету» с участием Константина Хабенского. Неожиданно для организаторов постановка вызвала интерес Владимира Путина. Президента ждали на закрытие, но глава государства предпочел спектакль финальному концерту, а место в партере среди публики — приготовленной ложе.

Официальный старт культурному марафону был дан на следующий день. В гала-концерте «Солисты Москвы» и кларнетист Валентин Урюпин объединили усилия с пианистом Олли Мустоненом, скрипачом Массимо Кварта, фаготисткой Риэ Кояма, гобоистом Филиппом Тондре и валторнистом Хосе Винсентом Кастелло. Гвоздем программы стала редко исполняемая Концертная симфония Моцарта для гобоя, кларнета, фагота и валторны, позволившая квартету звезд-духовиков продемонстрировать слаженное и убедительное звучание.

Зрители, впрочем, с большим энтузиазмом восприняли скрипичные вариации Паганини на тему из «Танкреда» Россини и 40-ю симфонию Моцарта. Виртуозное выступление Массимо Кварта покорило почти цирковой эффектностью, а любовь к одному из главных классических «хитов» вынудила публику забыть академические условности и грянуть аплодисментами после первой части.

Куда менее убедительной показалась интерпретация еще одного шедевра того же автора: 21-го фортепианного концерта. Финн Олли Мустонен три четверти нот играл с нарочитым акцентом, а последнюю четверть — «проглатывал», видимо, пытаясь сделать pianissino и не успевая «проговорить» пассажи. Однако на картинное вскидывание рук времени ему хватало.

Как и прежде, Зимний фестиваль не ограничился музыкальной составляющей. Традиционные академические концерты соседствовали со спектаклями, выставками, поэтическими вечерами, балетными представлениями... А на входе в Зимний театр зрителей встречала экспозиция видеоарта. На 15 телевизорах демонстрировались короткие видеоролики на тему взаимоотношений человека и природы — дань Году экологии.

Но даже в рамках одного мероприятия различные виды искусства могли вступить в диалог — порой весьма неожиданный. Примером тому стала главная премьера фестиваля: «Fortunatissimo, или «Безнадежно счастливый человек». Жанр представления создатели определили как «музыкально-театральное безумие».

Взяв за основу «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини, режиссер Виктор Крамер при помощи композитора-аранжировщика Кузьмы Бодрова создал нарезку из ключевых номеров оперы и сопроводил их монологами рассказчика (Евгений Стычкин).

Примерно к середине спектакля становится ясно, что центральный персонаж — сам Россини. Авторы изобразили его рефлексирующим сумасбродом, пытающимся разобраться в собственной жизни, отношениях с музыкой и героями оперы. В итоге «композитор» приходит к нехитрому выводу: истина — в вине. Особенно если к алкоголю прилагается итальянская паста (Стычкин готовил ее прямо во время музыкального номера и спустился в зал — угощать зрителей).

Впрочем, судя по действию на сцене, главный герой пьесы (происходящее — вроде бы плод его фантазии) питает пристрастие не только к еде. Когда декорация окрашивается в галлюциногенные узоры, Стычкин катается по сцене на велосипеде с прикрепленной к рулю пианолой, а «Солисты Москвы» под руководством маэстро Башмета залихватски модулируют от мелодий «Севильского цирюльника» к «Яблочку», хочется перестать искать смысл и просто наслаждаться обаятельным абсурдом. Благо играют и поют достойно (хоть и с подзвучкой, но без этого в акустически сложном Зимнем театре никуда). Да и сами артисты явно получают удовольствие от происходящего.

— Мне просто повезло, — поделился с «Известиями» Евгений Стычкин. — В этом спектакле прекрасная история, невероятные певцы, умопомрачительная музыка... И, конечно, приглашение Юрия Абрамовича было веским аргументом в пользу участия в проекте. Вообще я планировал после Нового года несколько месяцев отдохнуть и ничего не делать, но от такого предложения не мог отказаться.

Публика оценила старания артистов. Стоячая овация в конце спектакля доказала, что даже такие экспериментальные постановки на стыке оперы и театра абсурда могут иметь массовый успех, —  действо получилось ярким и лишний раз подтвердило правильность курса худрука фестиваля.

Делая ставку на произведения, хорошо знакомые публике, Юрий Башмет не боится экспериментировать с подачей и жанром и исходит из принципа: искусство должно быть преподнесено сколь угодно неожиданно и смело, главное — чтобы не было скучно. В том, что ему это снова удалось, сомнений нет.

Читайте также
Прямой эфир