Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Живописная революция

Экспозиция «Свидетель непростого времени. Первый залп» предлагает размышление вместо лозунгов
0
Живописная революция
Фото: пресс-служба ГЦМСИР/sovrhistory.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские музеи собираются широко отмечать 100-летие революции. Но — октябрьской, поэтому большинство мероприятий планируются на вторую половину года. Исключением стал Государственный центральный музей современной истории России, давший «первый залп» к годовщине февральского восстания. Экспозиция реалиста первой половины XX века Ивана Владимирова призвана стать иллюстрацией непростого времени и еще одной попыткой осмысления наследия нашей страны — как исторического, так и художественного.

Иван Владимиров — живописец заметный, но, что называется, второго эшелона. Традиционалист, оказавшийся за бортом новаторских течений Серебряного века, он не смог подняться на вершину Олимпа и после революции, воспетой им во множестве работ, — советское время выдвинуло новых кумиров. Хотя стоит отметить: в отличие от многих коллег по цеху Владимиров не был репрессирован и благополучно дожил почти до 80.

Его живопись вряд ли поразит современного зрителя эстетически, но сюжеты Владимирова, казавшиеся раньше слишком «каноническими», созвучными официальной пропаганде, в наши дни выглядят неожиданно свежо и побуждают к размышлению. Оказывается, что образ революции у него далеко не столь прямолинеен и даже нехитрые на первый взгляд бытовые зарисовки открывают широкий простор для интерпретаций.

Вот художник изображает рояль, стоящий в хлеву. На нем бренчат босоногие крестьянские ребятишки, из-за угла выглядывает колоритная хрюшка. Откуда этот музыкальный инструмент? Экспроприировали у барина? Или, наоборот, спасли от гибели после бегства владельцев?

— Кто знает, может, кто-то из этих крестьянских детей потом станет музыкантом, — размышляет Вера Панфилова, заведующая отделом изобразительного искусства Музея современной истории России. — Владимиров далеко не так однозначен, как это может показаться.

Еще один шокирующий образ — матросы и их спутницы в царской ложе театра (картина 1918 года). В зубах, конечно же, папиросы, девушки грызут яблоки. Не те ли это солдаты, которые при октябрьском штурме использовали вазы Зимнего дворца вместо уборных? Парадокс: то, что сейчас может быть воспринято как яркая антиреволюционная пропаганда, в 1918-м прочитывалось совсем иначе — в контексте демократизации искусства и курса на просвещение трудящихся.

Почти в каждой работе есть яркое красное пятно: девичья косынка или цветок на столе, рубаха мальчика или колеса трактора... Иван Владимиров «клеймит» им сюжеты даже совершенно нейтральные — «Крым. Семья на отдыхе» (1941), пляжные сцены и картины сельского быта. Можно вспомнить Эйзенштейна, вручную добавившего красный в черно-белые кадры с красным знаменем в «Броненосце «Потемкин».

Такое доступное, почти плакатное искусство сегодня оказывается настоящей загадкой и для зрителей, и для историков. Скажем, как понимать специфическое изображение лиц персонажей Владимирова? Запечатлевая победивший пролетариат, художник утрирует грубость черт, создает коллективный образ Шарикова. Но в этом нет булгаковской сатиры — лишь правда жизни. А может, даже любование героями эпохи и поиск новой, первозданной красоты. Правда, в отличие от Филиппа Малявина, чьи розовощекие деревенские бабы становятся отдельными мотивами в симфонии буйного цвета, Владимиров не смещает фокус на колорит и визуальную составляющую. Содержание для него важнее формы.

Читайте также
Прямой эфир