Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров и Рубио договорились о продолжении восстановления связей между РФ и США
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили 28 пунктов управления БПЛА ВСУ
Мир
В Пхеньяне прошли переговоры заместителей глав МИД России и КНДР
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Происшествия
В Ростовской области сообщили об отражении атаки БПЛА на регион
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Происшествия
Губернатор Воронежской области заявил о ликвидации не менее 15 БПЛА над регионом
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
Politico назвала удары по Йемену частью новой политики Трампа на Ближнем Востоке
Происшествия
В Калининградской области обрушился аварийный дом с проживающими в нем людьми
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Армия
Операторы FPV-дронов поразили технику и боевиков ВСУ на южнодонецком направлении
Армия
Экипажи танков Т-72Б3М уничтожили замаскированные позиции и живую силу ВСУ в ЛНР
Спорт
Овечкин забил 887-й гол в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до семи шайб
Армия
Экипаж Су-34 уничтожил опорный пункт и живую силу ВСУ в курском приграничье
Стиль
Третий день Московской недели моды прошел в Манеже

Живописная революция

Экспозиция «Свидетель непростого времени. Первый залп» предлагает размышление вместо лозунгов
0
Живописная революция
Фото: пресс-служба ГЦМСИР/sovrhistory.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские музеи собираются широко отмечать 100-летие революции. Но — октябрьской, поэтому большинство мероприятий планируются на вторую половину года. Исключением стал Государственный центральный музей современной истории России, давший «первый залп» к годовщине февральского восстания. Экспозиция реалиста первой половины XX века Ивана Владимирова призвана стать иллюстрацией непростого времени и еще одной попыткой осмысления наследия нашей страны — как исторического, так и художественного.

Иван Владимиров — живописец заметный, но, что называется, второго эшелона. Традиционалист, оказавшийся за бортом новаторских течений Серебряного века, он не смог подняться на вершину Олимпа и после революции, воспетой им во множестве работ, — советское время выдвинуло новых кумиров. Хотя стоит отметить: в отличие от многих коллег по цеху Владимиров не был репрессирован и благополучно дожил почти до 80.

Его живопись вряд ли поразит современного зрителя эстетически, но сюжеты Владимирова, казавшиеся раньше слишком «каноническими», созвучными официальной пропаганде, в наши дни выглядят неожиданно свежо и побуждают к размышлению. Оказывается, что образ революции у него далеко не столь прямолинеен и даже нехитрые на первый взгляд бытовые зарисовки открывают широкий простор для интерпретаций.

Вот художник изображает рояль, стоящий в хлеву. На нем бренчат босоногие крестьянские ребятишки, из-за угла выглядывает колоритная хрюшка. Откуда этот музыкальный инструмент? Экспроприировали у барина? Или, наоборот, спасли от гибели после бегства владельцев?

— Кто знает, может, кто-то из этих крестьянских детей потом станет музыкантом, — размышляет Вера Панфилова, заведующая отделом изобразительного искусства Музея современной истории России. — Владимиров далеко не так однозначен, как это может показаться.

Еще один шокирующий образ — матросы и их спутницы в царской ложе театра (картина 1918 года). В зубах, конечно же, папиросы, девушки грызут яблоки. Не те ли это солдаты, которые при октябрьском штурме использовали вазы Зимнего дворца вместо уборных? Парадокс: то, что сейчас может быть воспринято как яркая антиреволюционная пропаганда, в 1918-м прочитывалось совсем иначе — в контексте демократизации искусства и курса на просвещение трудящихся.

Почти в каждой работе есть яркое красное пятно: девичья косынка или цветок на столе, рубаха мальчика или колеса трактора... Иван Владимиров «клеймит» им сюжеты даже совершенно нейтральные — «Крым. Семья на отдыхе» (1941), пляжные сцены и картины сельского быта. Можно вспомнить Эйзенштейна, вручную добавившего красный в черно-белые кадры с красным знаменем в «Броненосце «Потемкин».

Такое доступное, почти плакатное искусство сегодня оказывается настоящей загадкой и для зрителей, и для историков. Скажем, как понимать специфическое изображение лиц персонажей Владимирова? Запечатлевая победивший пролетариат, художник утрирует грубость черт, создает коллективный образ Шарикова. Но в этом нет булгаковской сатиры — лишь правда жизни. А может, даже любование героями эпохи и поиск новой, первозданной красоты. Правда, в отличие от Филиппа Малявина, чьи розовощекие деревенские бабы становятся отдельными мотивами в симфонии буйного цвета, Владимиров не смещает фокус на колорит и визуальную составляющую. Содержание для него важнее формы.

Читайте также
Прямой эфир