Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Днепропетровской области неизвестный в камуфляже устроил стрельбу из автомата
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Идиот» вернулся домой

Большой театр включил в репертуар оперное прочтение романа Достоевского
0
«Идиот» вернулся домой
Фото: Дамир Юсупов/Большой театр
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Постановкой оперы «Идиот» Мечислава Вайнберга Большой театр пополнил современный репертуар и восстановил историческую справедливость. Одна из интереснейших русских опер минувшего столетия впервые в России представлена в «полнометражной» сценической версии.

Вайнберг вдохновился одноименным романом Федора Достоевского в начале 1980-х. Опера была окончена шесть лет спустя, но лишь в 2013-м увидела свет в оперном театре Майнгейма. Композитор, скончавшийся в 1996 году, мало заботился об исполнении своих сочинений: считал, что «если рождается настоящая опера, она всегда найдет людей, которым будет необходима». В Большом таким человеком оказался гендиректор Владимир Урин, с подачи которого и был запущен этот непростой проект. 

Сценография спектакля, сочиненная Зиновием Марголиным, лаконична и монохромна. Гигантская черная стена, проворно двигаясь в разных направлениях, разделяет сцену на сегменты — вагон, гостиная, зала, проспект и т.д. В ее зеркальном блеске множатся предметы интерьера и персонажи. Последних, разумеется, меньше, чем в романе (либреттистом Александром Медведевым оставлены только главные действующие лица), но некоторым из них отводится роль более существенная, чем предполагал Достоевский.

К примеру, кривляка и циник Лебедев, существо мерзейшее, практически не сходит со сцены, присутствуя также при откровениях героев, что ощутимо снижает их градус. Еще одно нововведение — персонаж по имени Точильщик. Вайнберг в лучших традициях оперного символизма материализовал образ ножа, от которого погибнет Настасья Филипповна. В спектакле ему придан дополнительный масштаб: точильщиков — трое, и это уже не кратковременная галлюцинация, а неотступное наваждение.

Постановщики вообще не балуют зрителя умиротворяющими моментами, хотя композитор детально прописывает медитации и прострации. Впрочем, тем, кто хочет прочувствовать всё богатство эмоций, вложенное автором в эту партитуру, лучше оперу не смотреть, а слушать — музыкальное качество постановки отменное. Оркестр под управлением Михала Клаузы скурпулезно исследует интонационные глубины. Певцы без зазоров переходят от кантилены к декламации. Самое время вообразить собственную мерцающую и неоднозначную картинку.

В сценическом варианте «мерцаниям» и «неоднозначностям» места нет. Режиссер Евгений Арье ставит спектакль с ясной концепцией и недвусмысленными персонажами. Вспыхивает экран с имитацией ветхой, в «зерно» пленки. «Князь Мышкин возвращался в Петербург» — извещают титры. Ниже, в купе поезда, расположились друг напротив друга тишайший Мышкин (Богдан Волков), примостивший на коленках клетчатый узелок, и брутальный Рогожин (Петр Мигунов), вольготно раскинувшийся на лавке. По соседству прикладывает ухо к стенке Лебедев (Константин Шушаков), на экране возникает прекрасный лик Настасьи Филипповны (Екатерина Морозова). Все в сборе — праведник, грешник, соглядатай и предмет раздора, она же Мадонна, она же Мария Магдалина.

Смысловая диспозиция обозначена уж в первой сцене и далее только развивается в нужном направлении. Есть на этом пути обжигающие кульминации — в сцене у Настасьи Филипповны во всю ширь пространства полыхает видеопламя от горящих сотенных; есть лирические оазисы (романс и внешность Аглаи — Юлии Мазуровой оценят любители как вокальных, так и гламурных достоинств), но ход событий предрешен и финал предсказуем: соперники на грани сумасшествия, а дама их мечты так никому и не досталась.

Обоим претендентам Настасья Филипповна показывает с экрана язык. Этот жест могут принять на свой счет обманувшиеся в ожиданиях поклонники Вайнберга. А вот любители ярких мелодрам, поданных крепкой режиссерской рукой, напротив, останутся довольны: спектакль — стильный, красивый, хорошо поставлен, спет и сыгран. Свою публику постановка Большого театра, безусловно, найдет, а то, что она далека от оригинала… Ну не в театр же ходить за Достоевским. Качественные экранизации и инсценировки подвигают думающего зрителя на чтение первоисточника, а это уже победа.

Читайте также
Прямой эфир