Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Лев Лещенко: «Народ хочет видеть на экране этих артистов»

Народный артист СССР — о юбилеях, «Голубых огоньках», нестареющих ветеранах и любимой футбольной команде
0
Лев Лещенко: «Народ хочет видеть на экране этих артистов»
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Неувядающий символ советской эстрады Лев Лещенко с размахом отпраздновал в Кремлевском дворце свое 75-летие. Затем певца ждали торжественные мероприятия и официальные приемы, в череде которых он успел пообщаться с обозревателем «Известий».

— Лев Валерьянович, когда-то давно вы сказали мне, что привычный ныне формат юбилеев на отечественном ТВ начался с вас. Это произошло, когда по российскому телевидению показали празднование вашего 50-летия…

— Некоторые могут оспаривать, но я уверяю, до меня никто не отмечал на сцене свой юбилей. Только композиторы, возможно. И то, это были композиторские вечера, которые проводились и показывались зачастую не в дату события, а значительно позже. А вот после моего 50-летия на российском ТВ все стали устраивать вечера с друзьями на сцене. Для юбиляра это, кстати, еще и удобный вариант. Сложность только в правильном размещении приглашенных в зале, а потом за столами на банкете. Постоянно ведь кто-нибудь обижается: не тот ряд, не то место, не тот стол.

— И как вы решаете этот вопрос?

— Максимально корректно. Обычно говорю: сам буду сидеть возле двери, а мои родственники — на плохих местах. Всё лучшее — дорогим гостям.

— И всё же у вас бывали проблематичные ситуации во время юбилейных застолий?

— Удалось их как-то избежать, поскольку я всегда всё просчитываю, проверяю, перепроверяю. Самый пикантный момент произошел, когда я пел на правительственном банкете еще в советские годы. Там, естественно, гостей рассаживал не я. И вот во время выступления я заметил, что прямо передо мной фактически в ряд расположился весь состав Политбюро. Как на плакате, которые тогда висели во многих учреждениях.

Я случайно встретился взглядом с Сусловым и... забыл слова песни «Притяжение земли». Сто раз ее исполнял, а тут забыл. Суслов смотрел так, что казалось — передо мной его портрет, а не живой человек. Пришлось на ходу заменять текст на какое-то «ла-ла-ла». Но всё прошло нормально, никто слов песни всё равно не знал (улыбается).

— В этом году возникла бурная полемика вокруг новогодних «Голубых огоньков». И ваше имя было среди наиболее часто упоминаемых. Даже шутка появилась: «Год 1977-й. По телевизору поют: Кобзон, Пугачева, Лещенко…. Год 2017-й. В телевизоре: Кобзон, Пугачева, Лещенко…» Что скажете?

— Нас с Кобзоном на самом деле мало показывали в минувшие новогодние праздники. Может, два-три раза. Аллу Борисовну, наверное, побольше. Но вы поймите — народ хочет видеть на экране этих артистов. Всем, кто пишет о необходимости появления новых исполнителей, я предлагаю: покажите «продукт». Если его купят — значит, он достойный. А если его не покупают, то о чем разговор?

Я не раз подчеркивал: никто не закрывает каналы распространения музыки. Посмотрите на плей-листы популярных радиостанций. Там же никого из нас практически нет — ни Кобзона, ни меня. Порой в ротацию не берут и современные композиции — того же Валеры Меладзе или Валерии. Так что никто никому ничего не перекрывает. Это всё инсинуации или зависть.

Да, знаю, что подписывали какую-то петицию против нынешнего формата «Голубого огонька». Ее подписали порядка 100 тыс. человек. А рейтинг новогодних программ с нашим участием — 25–30%. То есть треть страны с населением в 140 млн эти «Огоньки» смотрит. А кому-то они не нравятся. И что?

Да хотите, я сейчас любую акцию в интернете проведу. Например, против загазованности воздуха в городах — и 100 тыс. подписей точно соберу (улыбается). Такие акции не отражают истины. Это у нас должна быть обида. Посмотрите любые ток-шоу на ТВ: там же одни и те же лица. Причем ежедневно, а не пару раз в год по праздникам. И некоторые из участников данных программ еще и критикуют нас, певцов, за то, что мы «постоянно мелькаем на экране».

— Но подобные замечания высказывали и ваши коллеги. Максим Фадеев, например. Удалось после этого с ним пообщаться?

— Я в конце прошлого года вручал ему одну из музыкальных премий. И готов повторить то же самое: сделай новый продукт — будет, что обсуждать. А вообще, как можно публично осуждать коллег? Критикуй кого угодно, но не людей твоей профессии, твоего цеха. Говори о медицине, образовании и т.п.

— Понятно. Давайте теперь оглянемся в прошлое. У советских исполнителей фактически нет полноценных дискографий в мировом понимании этого термина. Мы можем говорить о Фрэнке Синатре или Барбаре Стрейзанд, Элтоне Джоне или Элвисе Пресли и обозначать конкретными альбомами вехи их творческого пути. С отечественными певцами вашего поколения так не получится. Почему?

— Да, альбомами мы в те годы не мыслили. Не сформировалась такая традиция. Был репертуар в целом. Единственный альбом, который создавался именно как альбом, — на мой взгляд, пластинка Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир» 1972 года.

— Тогда уж надо вспомнить и его диск «По волне моей памяти», вышедший тремя годами позже…

— Согласен. Вот это были альбомы. И в нашей стране Давид Федорович в этом плане был первопроходцем. У остальных просто не было подобной практики. Композитор еще мог собрать под свои песни разных певцов и записать альбом. А сами певцы так сделать не могли. Царила же сплошная «худсоветчина» — одну песню утверждали, другую нет. Альбом не соберешь. И возможности широко записываться отсутствовали. Это сейчас у всех своих студии. Пиши, что хочешь — хоть на кухне с одним микрофоном — и издавай потом. А в ту пору была одна «Мелодия», где нас очень ограничивали студийным временем.

— Если бы вы тогда захотели выпустить пластинку с песнями одного автора, вам бы позволили?

— И в голову такое не приходило. Только в постсоветское время я записал альбом песен Андрея Никольского. И со Славой Добрыниным делал отдельный проект. А в Советском Союзе такое бы мне не удалось.

— Вы, возможно, наиболее открытая к модернистским предложениям «монументальная» эстрадная звезда. Скажем, в начале 1990-х у вас получился интересный альянс с группой «Мегаполис», когда вы исполняли песню «Там» на стихи Иосифа Бродского. А в позапрошлом году вы выступили на фестивале альтернативной музыки Kubana в Риге. Есть еще какие-то экспериментальные замыслы?

— Периодически возникают. Была, например, мысль спеть классику. Как я делал когда-то давно с оркестром Силантьева. В первом отделении пел арии и оперы, во втором — эстрадные песни. Потом Кобзон подошел ко мне и сказал: «Тебе надо классику петь». Я подумал: это можно, но надо еще и деньги зарабатывать (улыбается).

А сейчас было любопытно, что на моем выступлении на «Кубане» собралось много молодежи, и они шумно меня приветствовали, подпевали. Я специально не стал там петь «Соловьиную рощу», подумал — вроде попса такая откровенная. А ко мне потом многие подходили и спрашивали, почему я ее не спел.

После нынешнего юбилея Слава Добрынин спросил: «Лева, и чего дальше?» и предложил сделать вместе несколько современных песен, что-то в стиле рок-баллад. Сейчас с Володей Бородиным работаю — это молодой композитор, который мне подошел. Записал с ним уже пять или шесть вещей, и это как раз формат, например, для «Русского радио».

— Некоторое время вы преподавали в Гнесинке…

— Это был момент перехода страны от соцреализма к свободе, к новым реалиям. Нас тогда просто отодвинули в сторону, и нужно было что-то делать. Иосиф (Кобзон. — «Известия») придумал вот такую форму — преподавание. Не столько ради заработка, сколько ради возможности оставаться востребованным, не бросать профессию.

— Среди ваших учениц оказалась и Ольга Арефьева, известная ныне рок-певица. Вы могли бы и с ней что-то совместно сделать, тем более что сейчас она реализует проект «эзотерических песен советской эстрады».

— Я с Олей недавно разговаривал. Она очень самобытная. Если поступит предложение записать что-то совместно, с удовольствием соглашусь.

— Не могу не спросить о спорте. Вы давний поклонник московского «Динамо». Когда ваш любимый клуб в прошлом году впервые вылетел из премьер-лиги и едва не стал банкротом, вам не предлагали поучаствовать в его возрождении? 

— На нашу встречу я приехал после разговора с Николаем Патрушевым. И беседовали мы с ним о судьбе динамовского общества. А две недели назад разговаривал о «Динамо» с Владимиром Путиным. Спрашивал о непонятной ситуации, сложившейся в футбольном клубе и вокруг него. И с Владимиром Стржалковским (нынешний председатель ВФСО «Динамо». — «Известия») общался. Сказал ему: «Если нужна моя помощь, я готов». Все-таки я сделал баскетбольную команду «Триумф». Сделал всё возможное, чтобы ребята из этого клуба продолжили свою карьеру в «Зените».

Я много чего сделал в спорте. Всегда поддерживал баскетбол, был и остаюсь фанатом футбольного «Динамо». И сейчас, когда команда выступает во втором эшелоне, продолжаю ходить на стадион в Химках и поддерживать ее. Полагаю, смог бы найти средства для возрождения и финансирования мужской баскетбольной команды «Динамо». И вообще для лоббирования интересов общества. Я же знаком с банкирами, олигархами. Так что, если меня позовут в попечительский совет клуба — замечательно. Приду и буду работать.

Читайте также
Прямой эфир