Бешеный бык 37 лет спустя


В российский прокат выходит продюсерский проект Мартина Скорсезе «Пазманский дьявол» ― крепкая, но без откровений боксерская драма, основанная на воодушевляющей биографии чемпиона Винни Пациенцы.
Парни из города Провиденс, что находится в самом маленьком американском штате Род-Айленд, никогда не сдаются и всегда идут напролом. Боксерская стратегия Винни (Майлз Теллер) такая же, как и у киношного Рокки: игнорируя боль, стоять намертво. Но и металл рано или поздно дает трещину. С победных поединков Винни отправляется в больницу, с проигранных ― в реанимацию. Весь Провиденс следит за боями своего земляка по кличке Пазманский дьявол, а мать бежит подальше от телевизора и ставит свечки перед Девой Марией.
Всё меняет новый тренер ― легендарный Кевин Руни (Аарон Экхарт), когда-то сделавший чемпионом Майка Тайсона. Как и Винни, Кевин переживает тяжелые времена, но чемпионский титул может выправить карьеру обоих. Однако в человеческие планы вмешивается трагический случай ― в нелепой автокатастрофе Винни ломает позвоночник. Впереди его ждут месяцы мучительной реабилитации и полная неизвестность.
Боксерская драма ― жанр еще более догматический, чем фильм ужасов. Как правило, герой, достойный победы, в силу характера или неоправданных амбиций теряет всё. Затем он все равно возрождается, а преодоление личностного кризиса рифмуется с новой стратегией тренировок или иной манерой боя. В финале победитель по жизни становится победителем в спорте и получает заветный чемпионский пояс. Это схема кочует из одного фильма в другой, но «Пазманский дьявол» добавляет в нее оригинальный поворот, подсказанный самой жизнью.
После аварии Винни Пациенца был вынужден шесть месяцев прожить в металлическом корсете. Ходить, есть, спать, мыться в этой совершенно адской конструкции: стальная распорка крепится шурупами прямо к черепу, чтобы треснувший позвонок мог аккуратнее срастись. А значит, любое неловкое движение причиняет нестерпимую боль. Шрамы от шурупов так и остались на лбу Пациенцы ― как будто метки спиленных рогов Пазманского дьявола.
Триумф после долгой болезни ― один из самых красивых сюжетов в мифологии спорта, и в Америке история Пациенцы имеет не так уж много конкурентов. Был велосипедист Лэнс Армстронг, который смог победить рак, а потом еще семь раз подряд выиграть гонку Тур-де-Франс, однако его достижения оказались запачканы допинговым скандалом. У Пациенцы же все по-честному, без дураков ― только непреклонная воля к победе и тяжелые тренировки. А единственный допинг ― верные друзья.
К сожалению, жизнь как драматург оказалась сильнее сценаристов фильма ― по крайней мере, ничего к уже известной истории спортсмена они добавлять не стали. Это не достоинство, как может показаться, а совсем наоборот. Режиссер Бен Янгер, автор любимой финансистами драмы «Бойлерная», похоже, был настолько озабочен внешней достоверностью, что забыл про базовые принципы повествования. Как ни странно, в драме про боксерские поединки практически нет конфликтов, даже внутренних. Винни с самого начала оказывается прав, и ему почти не приходится меняться.
Мартин Скорсезе в титрах лишь осеняет фильм магией своего имени ― между «Пазманским дьяволом» и «Бешеным быком» нет ничего общего, кроме бокса. Разве что актерский подвиг. В классической картине Скорсезе Роберт де Ниро набрал для роли 20 кг и получил в итоге «Оскар». Ради «Пазманского дьявола» Аарон Экхарт («Я, Франкенштейн»), герой боевиков с волевым подбородком, набрал больше него, да еще и полысел ― но не заслужил даже номинации. И это не столько его вина, сколько сценаристов ― была бы роль чуть лучше прописана, кто знает, может, и оценили бы ее киноакадемики?
Впрочем, преданным фанатам бокса и фильмов про него «Пазманский дьявол» должен понравиться без оговорок. Как бы критически ты ни относился к талантам драматурга, природу не обманешь: когда «хороший» парень выходит на ринг против «плохого», кровь поневоле начинает закипать, кулаки ― сжиматься, а вырванная потом и кровью победа радует не меньше, чем своя.