Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Умер духовник патриарха Кирилла схиархимандрит Илий
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили 28 пунктов управления БПЛА ВСУ
Мир
Лавров в разговоре с Рубио призвал к прекращению применения силы против хуситов
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Спорт
Пилот «Макларена» Норрис выиграл стартовый этап сезона «Формулы-1»
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Спорт
Овечкин побил рекорд Гретцки по голам за один календарный месяц
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Наука и техника
Экипаж Crew Dragon после стыковки перешел на борт МКС
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
В Иране заявили об отсутствии у США полномочий диктовать Тегерану внешнюю политику
Спорт
«Рейнджерс» обыграли «Коламбус» в матче регулярного чемпионата НХЛ
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Армия
Операторы FPV-дронов поразили технику и боевиков ВСУ на южнодонецком направлении
Армия
Экипажи танков Т-72Б3М уничтожили замаскированные позиции и живую силу ВСУ в ЛНР
Спорт
Овечкин забил 887-й гол в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до семи шайб
Армия
Экипаж Су-34 уничтожил опорный пункт и живую силу ВСУ в курском приграничье

Между холстом и компьютером

Художник Владимир Опара воспел эстетику электроники
0
Между холстом и компьютером
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первой выставкой Московского музея современного искусства (ММСИ) в новом году стала персональная экспозиция Владимира Опара «Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте». Художник, известный своими инсталляциями и мультижанровыми проектами, представил несколько крупных серий работ, охватывающих его творчество с конца 1980-х до 2016 года. Мотив, объединяющий большинство полотен и объектов, — компьютерные компоненты.

Системные платы, панели оперативной памяти и вентиляторы вмонтированы в поверхность холста (картины «Русское поле», «Забытые деревни», «Атомная электростанция»), приклеены к однотонным деревянным панелям, увенчанным вешалками (серия Creator)… Где-то они предстают в своем первозданном облике, где-то — едва просматриваются через толстый слой краски. Наконец, фон из транзисторов и зеленых дорожек художник использует в фотоработах — больших портретах из цикла «Аватары».

Между холстом и компьютером

В хайтек-образах автор видит не только эстетическую составляющую, но и символический смысл.

— Когда началась цифровая эпоха, всё стало очень быстро меняться, — рассказал «Известиям» художник. — У меня такое ощущение, что человечество через компьютерные технологии становится более структурированным и приближается к пониманию божественной программы, по которой оно развивается. Но это понимание можно использовать во благо и во зло...

Опара — не единственный художник, усматривающий глубинный смысл в компонентах ПК. Ассамбляжи с компьютерными деталями — уже почти штамп. Но мало кому удается провести этот прием как сквозную линию через всю экспозицию, причем сделать это разнообразно и красиво.

Можно просто любоваться сочетанием разноцветных красочных пятен, прорезанных проволокой-пружиной между двумя платами, а можно прочитать название: «Это любовь» — и усмотреть метафору современных сетевых романов, в которых влюбленные общаются посредством интернет-кабеля.

Между холстом и компьютером​​​​​​​

Зачастую даже табличка с подписью не помогает проникнуть в замысел. Так, «Новая Ева» приковывает внимание множеством компьютерных чипов и проступающими на абстрактном фоне силуэтами, но только комментарий автора позволяет узнать исходную идею.

— В интернете новая «Ева» появляется каждые несколько минут. И каждая такая «Ева» уверена в своей уникальности, каждая видит в себе единственную, — сообщил мастер «Известиям». 

Противоречивость метода Владимира Опара хорошо проявляется в работах с текстовой составляющей. Строчки написаны от руки на разных языках, а читаемость слов зачастую затруднена. Автор то использует их как чисто визуальные элементы, то «прячет» в них ключ к концепции. Но в конечном счете оба подхода оборачиваются игрой с образами (визуальными или смысловыми), значение которых каждый зритель определяет сам.

Для гостей вернисажа, уставших от постижения искусства, художник подготовил работу «Русское гостеприимство»: на длинном столе были расставлены рюмки с водкой, разложены куски черного хлеба и пакеты томатного сока. Именно эта инсталляция вызвала наибольший ажиотаж и плавно переросла в перформанс с участием довольных посетителей.

Читайте также
Прямой эфир