Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

«Рай» не для всех

Драма Андрея Кончаловского продолжает тему Федора Достоевского
0
«Рай» не для всех
Фото: WDSSPR Sony
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В российский прокат выходит новый фильм Андрея Кончаловского с коротким названием «Рай». За эту работу мэтр уже получил «Серебряного льва» на кинофестивале в Венеции, а также попал в шорт-лист самой престижной кинопремии мира «Оскара».

«Рай» — копродукция России и Германии. А звучит фильм на трех языках — тех, на которых говорят главные герои: русская эмигрантка, княжна Ольга; офицер вермахта Хельмут и французский коллаборационист Жюль. Всех троих связала Вторая мировая война, и каждый выполнил свое жизненное предназначение, исходя из собственных понятий о добре и зле.

«Рай» не для всех

Кончаловский снял не просто очередной фильм об ужасах фашизма — он выстроил собственную теорию о природе зла, в сущности, продолжив тему, начатую Достоевским. Но если писатель только предсказывал появление философии «сверхчеловека» — личности, действующей вне морали, то Кончаловский, как и весь мир, имеет перед глазами результат воплощения этой философии в жизнь: газовые камеры и крематории концлагерей.

Каждый, кто слышал о холокосте, читал книгу Олеся Адамовича «Я из огненной деревни», видел страшные снимки из лагерей смерти, спрашивал себя: кем были те, кто всё это сделал? Что должно случиться с человеком, чтобы он действовал с запредельной жестокостью в отношении других людей? В «Рае» на этот вопрос отвечает Хельмут — потомок древнего аристократического рода, добровольно вступивший в НСДАП и ставший эсэсовцем.

Его роль с редкой самоотдачей сыграл дрезденский актер Кристиан Клаусс — настоящее открытие Кончаловского. До «Рая» Клаусс в большом кино не участвовал, и можно сказать, что российский режиссер подарил ему мировую славу.

Хельмут — утонченно-красивый молодой человек, поклонник русской классики, образец хороших манер, трепетный влюбленный и заботливый сын. И одновременно — носитель фашистской идеологии. Абсолютное зло под обаятельной маской.

«Рай» не для всех

Главную женскую роль играет муза и жена мэтра Юлия Высоцкая. Сначала ее Ольга — легкомысленная красавица, затем обритая наголо заключенная концлагеря. У этих двух женщин не только разные прически, но и разный взгляд: в первом случае — скользящий по поверхности, во втором — устремленный куда-то внутрь себя. Высоцкая убедительна в обоих вариантах. Всё, что у нее есть, — жалость к слабым. К Сопротивлению она причастна лишь тем, что пыталась укрывать еврейских детей. Неудачно.

Кончаловский отошел от стандартов современного игрового кинематографа — и в сценарии, и в режиссуре. Художественное действие в фильме чередуется со сценами исповеди героев перед камерой, как на интервью. Они по очереди рассказывают о себе и мотивах своих поступков. Это их последнее слово перед тем, как погаснет экран.

Если Ольга сомневается в правильности своих действий, а Жюль о многом сожалеет, то Хельмут — единственный, кто уверен в том, что сделал всё правильно. Только Хельмутом движет священная одержимость веры в высшую правду, воплощенную в фигуре фюрера. Постепенно из-под маски добра проступает безликое зло. Хельмут — это ад, Ольга — рай, а Жюль — из тех, о ком в Библии сказано: «тепл, не горяч и не холоден».

«Рай» не для всех​​​​​​​

В «Рае» Кончаловский продолжает эксперименты с синтезом игрового и документального кино — начало им, как известно, положили «Белые ночи почтальона Тряпицына». В фильме много настоящих фотографий периода Второй мировой, костюмы и интерьеры воспроизведены со скрупулезной точностью, диалоги и характеры прописаны на основе исторических свидетельств и документов. Черно-белая гамма картины усугубляет драматизм происходящего и создает ощущение документальности.

В фильме чувствуется редкая внутренняя свобода  — режиссер говорит о том, что его волнует, в органично родившейся, а не навязанной мейнстримом форме. По сути, Кончаловский становится четвертым героем фильма, и его исповедь столь же пронзительна, как у его героев.

Читайте также
Прямой эфир