Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

Чехов и квартирный вопрос

Спектакль «Иванов» в Театре Наций максимально приближен к современности
0
Чехов и квартирный вопрос
Фото: пресс-служба Театра Наций
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Премьера «Иванова» в Театре Наций стала историческим событием. В буквальном смысле. Впервые пьеса Чехова была дана в Театре Корша, в том же здании, где ныне располагается театр под руководством Евгения Миронова. Но в отличие от былой постановки, закончившейся, по словам Чехова, «аплодисменто-шиканьем», нынешний спектакль встретили овацией. И это справедливо.

В ноябре 1887 года на сцену вышли герои — современники Чехова. В декабре 2016-го режиссер Тимофей Кулябин вывел на сцену своих современников. Оригинальный текст сократили и модернизировали. Господские дома и усадьбы упразднили. Вместо них фигурируют квартира, дача и городской дворец бракосочетаний с маршем Мендельсона.

Иванов (Евгений Миронов) из помещика превратился в представителя малого бизнеса и должен своей кредиторше не 9 тыс., а 900. Сарра (Чулпан Хаматова) страдает не чахоткой, ныне излечимой, а онкологией. По радио звучит передача про Николая Баскова. В программу застольного музицирования входят «Миллион алых роз» и «Огней так много золотых на улицах Саратова». Именинница Саша (Елизавета Боярская) выслушивает назидательное стихотворение Эдуарда Асадова и получает в подарок электрический фонтан.

Отчасти жаль, что сценограф Олег Головко лишился возможности создать аутентичный чеховский интерьер, а актеры — показать умение носить сюртуки и турнюры. В то же время приятно, что бытовой реализм, любимый Антоном Павловичем, в современном «Иванове» всячески культивируется. На персонажах одежда, купленная в обыкновенных магазинах, мебель и аксессуары один в один повторяют убранство среднестатистических квартир и офисов, а «четвертая стена», гарантирующая актеру отстраненность от зрителей, всегда на месте. Манера игры по большей части настолько интимна, что порой ловишь себя на подглядывании в замочную скважину.

Чехов и квартирный вопрос

Текст Чехова идеально ложится на современные реалии: люди — не интерьеры, с годами не меняются. Почти детское удивление — ну надо же: когда написано, а так верно! — гарантировано на протяжении всех трех часов действия. Но главное достоинство этого неординарного спектакля даже не блистательный актерский состав во главе с Мироновым, а внятно расставленные режиссерские акценты. Чехов-драматург, как известно, ставил вопросы, но ответы каждый постановщик ищет свои: благо чеховские тексты, где тайных смыслов больше, чем явных, — идеальное поле для поисков.

В случае с «Ивановым» главный смысл — заглавный герой. Кого написал 27-летний Чехов? Мерзавца, отравляющего смертельно больной жене ее последние дни? Циника, треплющего нервы влюбленной в него девушке? Совестливого человека, изнемогающего от царящего вокруг обмана и пошлости? Психопата, нуждающегося во врачебной помощи?

Понятно, что Иванов в зависимости от обстоятельств побывал во всех упомянутых позициях, но одно дело литература, а другое — спектакль, где нужна четкая режиссерская установка. Ее расплывчатость исказила многие амбициозные интерпретации, однако в данном случае режиссер хорошо знает, чего хочет. В его трактовке Николай Алексеевич Иванов — однозначно хороший человек, которого погубило отсутствие личного пространства: как в физическом, так и метафорическом смыслах. Испортил, так сказать, квартирный вопрос в глобальном варианте.

Чехов и квартирный вопрос​​​​​​​

С тесной квартирке Иванова постоянно толкутся домочадцы. Зашел на кухню — там жена, вышел в прихожую — там дядя, сбежал на балкон, а тут бизнес-партнер Боркин пожаловал. В офисе — тот же проходной двор плюс пьянка. Дернулся в курилку — доктор явился. Ни уединиться, ни почитать, ни подумать. Даже поцеловать любимую девушку нельзя: на дачке Лебедевых тоже никуда не скроешься. К тому же каждый встречный претензиями, воспоминаниями, признаниями норовит нарушить privacy героя. Что ему остается? Путано, нудно, длинно объяснять (иначе не отстанут), что устал. Объяснять раз, второй, третий… И умереть наконец — в назидание другим уставшим.

В финале спектакля укатывается со сцены галдящая толпа, оставляя в одиночестве сидящего в кресле уже безжизненного героя. С гулким звуком выстрела ударяется об пол выпавший из его руки бокал и опускается с колосников планшет с вырезанным — два метра на полтора — прямоугольником. Такая вот импровизированная могила. Законное личное пространство Иванова, на которое уже никто не сможет посягнуть.

Значит ли это, что смерть — единственное решение квартирного вопроса? Вовсе нет. В постановке имеются и позитивные примеры. И в первую очередь давний друг Иванова — Лебедев (Игорь Гордин). Предусмотрителен — на черный день у него отложено. Не скуп — другу без колебаний одолжит. Легок характером — жену Зюзюшку терпит как неизбежное зло. О грядущем «околеванце» рассуждает весело. Заест среда — хорошенько выпьет. Ну а в сумме получается самый обаятельный персонаж спектакля. Потому как оптимизм и здоровый пофигизм — залог долгой и счастливой жизни в любых квартирных условиях.

Читайте также
Прямой эфир