Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

После элегантного забвения

Первая персональная выставка Елены Киселевой знакомит публику с неизвестными картинами Серебряного века
0
После элегантного забвения
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Музей русского импрессионизма в очередной раз переписывает историю живописи. После утверждения самого термина «русский импрессионизм» галерея Бориса Минца стремится ввести в пантеон великих живописцев Елену Киселеву — любимую ученицу Ильи Репина, практически забытую после эмиграции. Персональная выставка «Элегантный век Елены Киселевой» призвана привлечь внимание к творческому наследию художницы и инициировать дискуссию о ее месте в искусстве XX века.

Елена Киселева училась в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге и первая из выпускниц получила возможность продолжить учебу в Париже. По возвращении из Франции ее карьера идет на взлет: Киселева становится членом Общества архитекторов-художников (опять-таки первой из женщин), получает многочисленные премии Общества имени Архипа Куинджи, ее картины печатают в журналах «Аполлон» и «Огонек», несколько работ для своей коллекции приобретает Максим Горький. Критики ставят художницу в один ряд с Зинаидой Серебряковой, Александром Бенуа и Львом Бакстом.

После элегантного забвения 

После Октябрьской революции, спасаясь от голода и разрухи, художница покидает Россию и вслед за мужем отправляется в эмиграцию в Сербию. На родине о ней забывают. Свой «элегантный век» Елена Киселева завершила в 1974 году в возрасте 96 лет. Но теперь ее творчество обретает новую жизнь. 

Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова обнаружила коллекцию работ Киселевой в хранилищах Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского. 

— Весной 2015 года мы поехали в Воронеж в рамках нашей региональной программы «Картина в библиотеке». Придя в Воронежский музей, я увидела главную работу Елены Андреевны «Маруся» и была абсолютно поражена, что живопись такого уровня мне абсолютно неизвестна, а фамилия художницы ни о чем не говорит, — рассказала «Известиям» директор МРИ.

После элегантного забвения

Когда Петровой показали все 42 работы Елены Киселевой, хранившиеся в фондах, искусствовед загорелась во что бы то ни стало организовать ее персональную выставку в Москве. Начался поиск других ее картин по музейным фондам и частным коллекциям нашей страны и стран зарубежья. Этот процесс длился полтора года. 

— Мы начали раскручивать эту историю, мне страшно захотелось найти как можно больше живописных работ Киселевой. Графика, которую сама Елена Андреевна передала в Воронежский музей, не всегда соответствует той планке, которую она задала портретом «Маруся», — сообщила Юлия Петрова.


Три работы были найдены в Русском музее, еще одна — в Академии художеств в Петербурге, где Киселева училась. Что-то было найдено в частных коллекциях. В общей сложности в Музей русского импрессионизма приехали 50 произведений. 

Выставка включает работы, созданные в эмиграции, портреты раннего периода, семейные зарисовки. По мнению куратора, особое внимание стоит обратить на тот самый портрет «Маруся», а также на картины «В парке», «Базар в Которе».

После элегантного забвения​​​​​​​

— У Киселевой сильная крепкая линия, нет вялых форм и попытки задрапировать, заретушировать неудачную линию. Кроме того, она удивительно работает с цветом, сочетает контрастные цвета в гармоничную работу. Есть такое мнение, что женщина-художник — та, которая рисует что-то от скуки на досуге. Из этого правила есть безусловное исключение — Зинаида Серебрякова. Так вот Елена Киселева — еще одно исключение. Это блестящий мастер с профессиональной рукой,  — убеждена искусствовед. 

Составить свое мнение о творчестве художницы ценители искусства могут до 12 марта 2017 года.

Читайте также
Прямой эфир