Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

С надеждой на малый бизнес

Министр Денис Мантуров — о стратегии развития отрасли общественного питания
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Проведя анализ состояния отрасли общественного питания в России, мы пришли к выводу, что препятствие для ее развития находится в области регуляторной политики, а не экономики. Сфера питания в общественных местах в России недостаточно развита: доля затрат на питание вне дома в общих затратах населения на еду составляет у нас всего лишь 9%. Например, в США это показатель находится на уровне 47%. Примечательно, что к настоящему моменту в России отсутствуют какие-либо стратегические документы в этой важной для каждого человека сфере. В результате сегодня Минпромторг совместно с заинтересованными отраслевыми ассоциациями разрабатывает стратегию развития отрасли общественного питания.

По итогам опроса предпринимателей мы определили ключевые проблемы, с которыми сталкиваются предприятия общественного питания.

Во-первых, устаревшие обязательные требования к организации и функционированию бизнеса в этой сфере. В качестве основных областей регулирования можно выделить: санитарно-эпидемиологические и гигиенические (СанПиНы), требования к строительству, размещению и обустройству предприятий (СНиПы), требования к пожарной безопасности, защите прав потребителей и обороту алкогольной продукции.

Вообще обязательные требования у нас излишне детализированы и фактически не менялись с советских времен. Именно они создают избыточное регулирование отрасли. Думаю, что мы должны изменить подход к этому через их упрощение: государство может определять базовые требования, а не способы их выполнения. Так, например, условием должно быть соблюдение чистоты помещения, а не его уборка конкретным методом.

Во-вторых, большое количество проверок предприятий и штрафов по их итогам — следствие опять же излишне детализированных требований. Для того чтобы получить реальную картину по проверкам бизнеса, мы провели опрос предпринимателей на официальном сайте Минпромторга. Кстати, он еще продолжается, и предприниматели могут принять в нем участие.

На практике выполнить весь перечень обязательных требований предприятию очень сложно, поэтому очевидно, что результатом большинства проверок (плановых или внеплановых) является выявление каких-либо нарушений. По предварительным итогам опроса 75% предприятий платили штрафы, а 78% предприятий имели затраты, связанные с устранением нарушений. 76% предпринимателей говорят о том, что в их деятельности имели место неформальные платежи... Целью проверок должно стать уменьшение форс-мажорных случаев (отравления, пожары и прочее), а не взимание штрафов с предпринимателей за конкретные нарушения.

Еще одна проблема — дефицит площадей. Необходимы изменения в закон о торговле, касающиеся нестационарной и мобильной торговли. Нестационарные павильоны, шатры и иные конструкции — это хорошее решение в целях наращивания площадей для кафе и ресторанов, которое принято во всем мире. В настоящее время изменения в закон находятся в процессе подготовки для внесения в Государственную думу. Рассчитываю, что они будут внесены на рассмотрение в первом полугодии 2017 года.

В стратегии развития отрасли общественного питания будет уделено особое внимание реализации алкогольной продукции, в том числе ее лицензированию. Большое количество ограничений в этой части необходимо привести к разумному минимуму. По экспертным оценкам, лишь 3% реализуемого в рознице алкоголя потребляется в предприятиях общественного питания.

Таким образом, сложилась неправильная ситуация, когда в точке общепита стоимость бутылки вина завышена. Высокая цена — это следствие излишнего администрирования. Выходит так, что в предприятии общественного питания бутылка хорошего вина стоит минимум две-три тысячи рублей.

Кроме того, очень важно, что законопроектом предлагается выделить мобильные объекты (автомагазины, автокафе и иные передвижные торговые объекты) в отдельную категорию. Поскольку сейчас работа этих объектов в законе внятно не отрегулирована, на местах их в лучшем случае приравняли к киоскам и павильонам. Как следствие — у машины есть одна-единственная точка торговли, и преимущество ее мобильности совершенно не используется. Получается, что объект «прикован» к месту. Именно поэтому мы не видим мобильный формат на наших улицах так же часто, как за рубежом.

И нельзя сказать, что мобильные кафе невостребованны. Во многих странах большой популярностью пользуются целые регулярные фестивали так называемых фудтраков — фестивали еды. У нас же автолавки — удел энтузиастов, готовых иногда работать на массовых мероприятиях. А на самом деле это потенциально крупный постоянно действующий сегмент индустрии массового питания вне дома. Плюс — развитие сопутствующих сервисов и дозагрузка автомобильной промышленности.

Питание вне дома может войти в обиход каждого человека, а не быть только элементом престижного потребления. А это во многом зависит от ценовой доступности услуг общественного питания для большинства населения. Предлагаемые нами меры позволят значительно снизить издержки предпринимателей и повысить привлекательность создания нового бизнеса различных форматов.

Безусловно, приоритетом государства в регулировании отрасли общественного питания является реализация интересов потребителей услуг и всех категорий предпринимателей. Существующие сегодня проблемы и барьеры в отрасли в большей степени создают препятствия для развития именно малых предприятий. В первую очередь развитие общественного питания должно реализовываться через поддержку государством малого несетевого бизнеса, который часто является семейным.

Вообще очень грустно, что у нас практически отсутствует сегмент с простой домашней едой, который формируется именно семейным бизнесом. Специфика российского рынка — это доминирование сетевых «трендовых» предприятий быстрого питания и ресторанов достаточно высокого ценового сегмента. Но для создания тренда или привычки питания вне дома необходимо, чтобы у каждого человека была возможность зайти в недорогое кафе по месту жительства, работы, учебы.

Автор — глава Министерства промышленности и торговли России

Читайте также
Прямой эфир