Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Хуситы заявили о первой атаке на авианосец США Carl Vinson
Армия
ВСУ потеряли на курском направлении более 75 тыс. военных за всё время боев
Экономика
Обороты малого и среднего бизнеса в России выросли на 18% в 2024 году
Авто
Минтранс планирует вывести беспилотные автомобили на дороги РФ к 2027 году
Происшествия
ВСУ атаковали здание администрации Новокаховского округа Херсонской области
Общество
Российский актер дубляжа Рудольф Панков умер в возрасте 87 лет
Мир
В СМИ сообщили детали предложенного США союзникам плана по урегулированию на Украине
Мир
Лавров подтвердил готовность РФ стать посредником в сделке между Ираном и США
Мир
Сын Куклачева счел новые санкции Украины проявлением страха Киева
Экономика
Эксперт не исключил заключения торговых сделок США со всеми странами
Происшествия
Силы ПВО сбили два беспилотника в Курской области
Армия
ВСУ за сутки четыре раза атаковали российские энергообъекты
Общество
Патрушев обсудил с губернатором Лимаренко развитие АПК в Сахалинской области
Происшествия
Два слесаря погибли от отравления сероводородом в Воронежской области
Происшествия
Московский школьник поджег дверь полицейского участка по указке мошенников
Мир
Зеленский продлил военное положение и мобилизацию до августа
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М нанес удар по опорному пункту ВСУ в курском приграничье

Гергиев и Григорович возрождают классику

В Мариинском театре прозвучала «Погребальная песнь» Игоря Стравинского и готов к постановке «Каменный цветок» Сергея Прокофьева
0
Гергиев и Григорович возрождают классику
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На время Санкт-Петербургского культурного форума Мариинский театр стал центром музыкально-театральных открытий. Валерий Гергиев вернул в творческий обиход считавшуюся утерянной «Погребальную песнь» Игоря Стравинского. Юрий Григорович провел открытую репетицию «Каменного цветка» Сергея Прокофьева, который также возвращается в репертуар Северной столицы.

«Погребальная песнь», написанная в 1909 году, прозвучала единственный раз, а затем партитура затерялась в архивах Санкт-Петербургской консерватории. Помог, как это часто бывает, случай. Во время переезда консерватории в другое здание сотрудница библиотеки Ирина Сидоренко обнаружила партии в ранее недоступном хранилище и вместе с музыковедом Наталией Брагинской предположила, что это — то самое потерянное произведение («Известия» подробно рассказывали историю находки).

Однако, если не впадать в эйфорию по поводу самого факта возрождения к жизни забытого сочинения, придется признать: того, за что мы так любим Стравинского времен дягилевских сезонов, здесь почти нет. Это добротное сочинение, с грамотной оркестровкой, традиционной мелодикой, вырастающей из скорбного диатонического соло валторны, и заметными влияниями других композиторов. Например, повторяющийся восходяще-нисходящий мотив у струнных недвусмысленно напоминает о траурном марше из «Гибели богов» Вагнера (забавно, что в зрелые годы Стравинский признавался в нелюбви к Вагнеру).

Возможно, будь «Погребальная песнь» исполнена в другом окружении, сочинение могло бы впечатлить безотносительно имени автора. Но Гергиев подобрал программу, в которой ее гвоздь как раз-таки потерялся.

Перед «Погребальной песнью» прозвучала симфоническая сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова. А завершила концерт «Жар-птица». Изысканное, по-фовистски пестрое, бесконечно изобретательное сочинение было исполнено Гергиевым и его оркестром с блеском и видимым наслаждением. Вдобавок ко всему за маэстро было невероятно интересно наблюдать: его эффектная жестикуляция, отражающая мельчайшие нюансы музыкальной ткани, доставляла удовольствие не меньшее, чем музыка.

Днем позже аналогичное удовольствие получили балетоманы, которым посчастливилось стать свидетелями репетиции «Каменного цветка». Юрий Григорович, которому в январе исполнится 90 лет, зажег артистов и публику неиссякаемым темпераментом.

Глуховатый голос мэтра эхом отдавался в ярусах, замечания относительно танца и композиции (особенно заботило маэстро оптимальное расположение танцовщиков в сценическом пространстве) разили точно в цель, гневные возгласы «Никуда не годится!» чередовались с ободряющими — «Хорошо, молодцы!». В конце концов Григорович объявил перерыв, но вдохновленные артисты не торопились расходится. «Они готовы дальше работать», — сообщил режиссер. 

Впервые спектакль по мотивам уральских сказов Павла Бажова увидел свет в 1957 году на сцене Ленинградского театра им. Кирова, нынешней Мариинки. Последний балет Сергея Прокофьева стал первой крупной работой молодого солиста труппы Юрия Григоровича. С него и началось восхождение мастера многоактных постановок, сочетающих драматическое развитие и танцевальный симфонизм.

Затем «Каменный цветок» расцвел на сцене Большого театра, в Новосибирске, Таллине, Стокгольме, Софии... В нынешнем веке мэтр ставил его в своей кубанской вотчине — Краснодарском театре балета и Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В Мариинке «Каменный цветок» последний раз шел в 1991-м — то есть уже выросли поколения, не видевшие этого музыкально-хореографического шедевра. 

Судя по увиденному во время репетиции, Григорович подошел у своему детищу, как мастер Данила к любимом цветку: обточил, убрав лишнее, до афористического совершенства. Оценить усилия хореографа в полной мере можно будет совсем скоро — премьера назначена на 6 декабря.  

Читайте также
Прямой эфир