Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Политика
Захарова уличила Зеленского в подрыве мирных усилий
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Правоохранители задержали сбежавшего из колонии гражданина Китая в Приморье
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Пианист печального образа

В фортепианных концертах Скрябина и Рахманинова Михаил Плетнев предпочел мудрую глубину внешним эффектам
0
Пианист печального образа
Фото предоставлено отделом по информационной политике и рекламе Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского/Денис Рылов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Этой осенью художественный руководитель Российского национального оркестра Михаил Плетнев проявляет завидную пианистическую активность. Открыв фестиваль РНО двумя сентябрьскими выступлениями в Москве — сольным и в качестве аккомпаниатора, — Плетнев продолжил радовать меломанов в октябре, дав клавирабенд в Ивановке на Фестивале имени Рахманинова. А теперь добрался и до главной академической площадки столицы. Концерт в Большом зале консерватории был заполнен поклонниками маэстро, до сих пор воспринимающими каждый его публичный диалог с роялем за чудо.

Первоначально программа концерта включала Первую «Классическую» симфонию Прокофьева, Фортепианный концерт Скрябина, Второй фортепианный концерт Рахманинова и Девятую симфонию Шостаковича. Но в итоге последнее произведение не было исполнено и программа приобрела концептуальную стройность. Три цикла — три контрастных проявления русской музыки конца XIX – начала XX века: проникновенная лирика — у Рахманинова, утонченная экзальтация — у Скрябина, неоклассическая легкость — у раннего Прокофьева.

Любопытно, что дирижировать Российским национальным оркестром и русской программой доверили голландскому маэстро Конраду ван Альфену, худруку камерного оркестра Sinfonia Rotterdam. Открывавшую концерт «Классическую» симфонию Прокофьева он исполнил с европейским лоском, хотя и не предложил какого-то неожиданного прочтения.

Впрочем, с этой задачей прекрасно справился главный герой вечера. С первых же фортепианных звуков скрябинского концерта Плетнев начал рассказывать свою историю, где возвышенная красота неизменно соседствует с такой же возвышенной грустью.

Пианист печального образа​​​​​​​










Музыка автора «Поэмы экстаза» у Плетнева лишается всего внешнего, наносного и становится декадентством не показным, а глубоко личным. Этому способствует и собственная редакция концерта — с измененными нюансами и более прозрачной фактурой. Другому пианисту такие вольности вряд ли сошли бы с рук, в случае же с Плетневым публика воспринимает это как должное. Прощаются ему и мелкие шероховатости вроде неточных нот в пассажах: дай бог каждому пианисту так «мазать».

И всё же гвоздь программы, несомненно, Второй концерт Рахманинова. Пианист неоднократно признавался, что Рахманинов для него — Бог. И в неуважении к нотному тексту его никак не упрекнешь. Но даже это хрестоматийное произведение Плетнев исполнил по-своему, заретушировав контрасты и подменив мудростью романтическую страстность.

Полное отсутствие броских жестов и работы на публику — это то, за что публика, пожалуй, и ценит Плетнева-артиста (помимо его чисто музыкантских качеств). Черная блуза, усталые, как будто вынужденные поклоны, отсутствие видимого удовольствия от грома аплодисментов — тоже образ. А скупость на бисы — почти что фирменный прием.

Но в этот вечер маэстро все-таки расщедрился на два дополнительных номера. В конце первого отделения прозвучала прелюдия Юлиана Скрябина, сына Александра Николаевича. Пьеса, написанная 11-летним ребенком абсолютно в стиле отца, в исполнении Плетнева ничем не выдавала возраста автора. А исполненная под занавес концерта до-диез-минорная прелюдия Рахманинова (еще один «хит») стала эффектным завершением бенефиса пианиста, столь чуждого эффектам.

Читайте также
Прямой эфир