Главное, что вдруг узнали члены российской делегации и журналисты президентского пула, летевшие на борту Ил-96 президентской авиакомпании «Россия» на саммит АТЭС в столицу Перу Лиму, это то, что у Швейцарии есть собственная штурмовая истребительная авиация. В воздушном пространстве Швейцарии российский борт № 2 на неприлично близком и даже опасном расстоянии сопровождал истребитель швейцарских ВВС. Многие из высокопоставленных пассажиров видели этот самолет, кто-то из журналистов фотографировал и тут же выкладывал в социальные сети. Благо теперь в самолетах интернет не проблема.
Швейцарский МИД на ноту российских дипломатов о недопустимости подобных демонстраций силы в мирное время отговорился дежурной фразой, мол, обычная рутинная работа по обеспечению безопасности. Конечно, все это выглядит как минимум странно, как явно недружественный жест со стороны Швейцарии. Страны как бы нейтральной.
Швейцарская Конфедерация не входит ни в один политический или военный союз и стоит в стороне от всех интеграционных процессов. Последние 150 лет ни в каких войнах Швейцария не участвовала. Даже во время Первой и Второй мировых войн швейцарцы умудрились сохранить статус вооруженного нейтралитета, что конечно же требовало гигантских дипломатических усилий и определило особое положение Швейцарии в наше время.
Так что же на самом деле произошло в небе над Швейцарией с российским правительственным самолетом? Почему швейцарские ВВС демонстративно на опасном расстоянии сопровождали наш официальный самолет до французской границы? Представляется, что кое-кто не оставляет надежду, несмотря на определенные перспективы разрядки напряженности, как написали бы журналисты в старые времена, холодной войны, все таки спровоцировать Россию на брутальные действия непосредственно в Европе.
Уходящим администраторам Барака Обамы критически важно хоть чем-то оправдать свою пещерную русофобию и главное — «отчитаться» за десятки миллиардов долларов из карманов американских налогоплательщиков, что потрачены в последние несколько лет на организацию и реализацию антироссийской истерии как в глобальных СМИ, так и в условном политическом пространстве коллективного Запада.
В этом смысле участие швейцарских летчиков в подобных провокациях более чем странно. Швейцария формально никак не подчиняется США ни по системе НАТО, ни по системе ЕС.
Но стоит вспомнить про чреду публичных репутационных скандалов в глобальных медиа, связанных с раскрытием счетов в швейцарских банках последних десятилетий, где звучали обвинения банкиров в отмывании денег наркобаронов и сотрудничестве их с международными террористами. То есть по репутации швейцарских банкиров был нанесен серьезный удар. А ведь именно банковский бизнес — основа экономики маленького независимого государства в Альпах. Вот вам и «кнопка» на швейцарцев. Так что удивляться не приходится.
Стоит вспомнить и о том, что без малого год назад подобный инцидент произошел с самолетом тогда еще спикера Государственной думы шестого созыва Сергея Нарышкина. Тогда российский самолет с делегацией российских парламентариев на борту следовал на ассамблею Межпарламентского союза в Женеву. И если в прошлом году швейцарцы «отшутились», мол, это был такой «почетный эскорт», то сегодняшнее поведение швейцарских летчиков выглядит чрезмерным хулиганством и провокацией авиакатастрофы в небе над швейцарскими Альпами.
С учетом статуса российского самолета и статуса его пассажиров подобный сценарий мог иметь далеко идущие последствия.
Возвращаясь к последнему инциденту, хочется вспомнить и о европейском турне уходящего президента США Барака Х. Обамы. Главным месседжем, который во время этой поездки пытался донести президент Обама до европейских лидеров, была... прямая угроза на тот случай, если кто-то из них, вдохновившись неожиданной сменой власти на Капитолийском холме в Вашингтоне, отступит от антироссийской политики. В сочетании с таким посылом подобные провокации начинают восприниматься как своего рода сигналы от американских спецслужб, подтверждающих таким образом серьезность намерений Вашингтона на европейском направлении.
Конечно, подобные инциденты повлекут ряд ответных асимметричных мер со стороны российских дипломатических служб. Другой вопрос — что еще набедокурят Обама и его администрация во время, оставшееся до инаугурации вновь избранного президента США Дональда Трампа, которая состоится, как известно, 21 января. И что потом срочно придется делать новому президенту США с таким вот наследством?
Автор — директор Международного института новейших государств