Зачем пытаются изменить систему выборов США

Тысячи американцев выходят на улицы Нью-Йорка, Вашингтона, Портленда и других городов, протестуя против победы Дональда Трампа на президентских выборах 8 ноября. С точки зрения сторонников проигравшей Хиллари Клинтон, результаты выборов неоднозначные — бывшая первая леди опережает миллиардера более чем на миллион голосов. Однако у последнего — существенный перевес в коллегии выборщиков, и, согласно американской конституции, право стать следующим президентом завоевал именно он.
Такое в истории США происходит уже в пятый раз. Новый век начался со скандальных выборов 2000 года, когда большинство голосов американских избирателей получил кандидат от Демократической партии, действующий вице-президент Альберт Гор, а в коллегии выборщиков победил республиканский кандидат, Джордж Буш-младший, ставший впоследствии президентом. Изначально отцы-основатели Соединенных Штатов рассматривали коллегию выборщиков как орган, предохраняющий зарождавшуюся республику от ошибок плебса (по иронии, во многом результатом именно такой ошибки «неглянцевой» провинциальной Америки противники Трампа считают его успех) и обеспечивающий малонаселенные штаты возможностью влиять на исход общенациональных выборов.
С 1788 года, когда была ратифицирована американская конституция, положения избирательного права в стране менялись несколько раз. Принимались поправки, гарантирующие право на участие в голосовании чернокожему населению (впрочем, в реальности на Юге это право было им предоставлено в полной мере лишь в середине 1960-х, на волне движения за гражданские свободы), женщинам и молодежи с 18 лет. Однако архаичная система непрямого голосования осталась и продолжает будоражить американский политический бомонд каждые четыре года.
С очередной инициативой перехода к системе прямого голосования на днях выступила сенатор-демократ из Калифорнии Барбара Боксер. Однако, несмотря на серьезное недовольство в американском обществе, шансы на кардинальные изменения в ближайшее время весьма призрачны.
Во-первых, сама процедура принятия конституционных поправок достаточно сложная. Она подробно описана в статье основополагающего документа. Для запуска инициативы необходимо, чтобы за нее проголосовало как минимум 2/3 состава обеих палат конгресса — сената и палаты представителей. В случае если инициатива успешно принята, наступает самый сложный момент — для ратификации поправки необходимо одобрение законодательных собраний (то есть 38 из 50) штатов.
Конституция США допускает и иной путь к принятию соответствующих поправок — через созыв нового конституционного конвента, но на федеральном уровне это еще ни разу не удавалось, а на уровне штатов удалось лишь однажды с поправкой, отменяющей злополучный «сухой закон». Учитывая нынешние расклады в конгрессе США (большинство в обеих палатах занимают республиканцы) и изменчивую позицию избранного президента, рассчитывать на скорое реформирование избирательной системы не приходится.
Во-вторых, ряд ключевых штатов, жители которых как раз благодаря системе непрямого голосования играют непропорционально важную роль в выборах нового главы государства, не заинтересован в реформе. Большинство штатов (кроме Небраски и Мэна) отдают все голоса выборщиков победившей в штате партии. Так, в Калифорнии традиционно побеждает кандидат от Демократической партии, а в Техасе — от Республиканской. Соответственно все 55 голосов выборщиков из Калифорнии каждые четыре года достаются демократам, а голоса калифорнийских республиканцев полностью теряют свое значение, аналогично в Техасе все 38 голосов выборщиков достаются республиканцам, а местные избиратели-демократы остаются ни с чем.
Поэтому в ходе очередной президентской гонки в США наибольшее значение имеют те штаты, которые традиционно колеблются между кандидатами от Республиканской и Демократической партий.
Ведь именно там, где исход голосования не ясен заранее, во Флориде, Пенсильвании, Огайо, Мичигане, Вирджинии, решается исход выборов. Именно там проводят существенную часть времени в ходе кампании основные претенденты, и именно туда направляются дополнительные ресурсы для задабривания местного населения.
Но даже если под напором общественного мнения удастся избавиться от устаревшей, недемократичной системы непрямого голосования, американские выборы не станут честными и прозрачными. Широкое использование административного ресурса, информационных вбросов, голосов нелегальных мигрантов и неграждан, манипуляции с техническим оборудованием на избирательных участках нельзя предотвратить поправкой к конституции.
Для этого нужно в корне изменить американскую политическую культуру. Что куда сложнее...
Автор — эксперт Центра актуальной политики