Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве с Ираном
Общество
Путин отметил способность россиян преодолеть любые угрозы
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Армия
Путин сообщил о возобновлении боевых действий после пасхального перемирия
Мир
Султан Омана прибыл в Россию с официальным визитом
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Деревенская комедия и городской романс

Театр Моссовета прочел пьесу Тургенева с помощью БГ
0
Деревенская комедия и городской романс
Фото: Елена Лапина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Иван Тургенев назвал свою пьесу «Месяц в деревне» комедией, и режиссер Иван Орлов в Театре Моссовета именно так ее и поставил. Не драма, не трагедия, не фантазия, не прочие жанры, в которых работали многочисленные постановщики этой востребованной драматургии, а именно комедия. Легкая, не грузящая, местами метящая в фарс, местами — в лирику.

В трактовке молодого режиссера тургеневские персонажи не умеют, но хотят. Провинциальная дама Наталья Петровна (Наталья Ноздрина) хочет любить, но не умеет распорядиться своим чувством. Вопрос: кого им осчастливить — доброго, но недалекого мужа, остроумного, но надоевшего поклонника или студента, чьи главные достоинства — молодость и наивность, не дает героине покоя.

В свою очередь, муж (Сергей Зотов) и поклонник (Владислав Боковин) желают остаться друзьями, но не знают, как вписать дружеские отношения в пикантную ситуацию. Студент (Семен Шомин), на которого в итоге падает выбор Натальи Петровны, хотел бы ответить на ее чувство, но не умеет оценить себя по достоинству. «Кто я такой, чтобы вас любить?» — патетически вопрошает победитель.

Влюбиться бы ему в соответствующую по возрасту и социальному положению воспитанницу Верочку, но та настаивает, чтобы всё было по-честному, а бороться за своего студента боится. Есть еще такой колоритный персонаж, как доктор, — циник и резонер. Хочется ему «двух рыжих на пристяжке, гнедую в корню», но за это чудо-тройку нужно устроить гешефт в виде женитьбы приятелю-помещику, а потенциальная невеста пребывает в сомнениях.

В общем, все как дети — и хочется, и колется, и кто-то не велит. В то же время единственный ребенок в пьесе — 10-летний Коля — жаждет воздушного змея с белкой и в состоянии их добыть. Он-то и выглядит взрослым: роль десятилетнего мальчика исполняет возрастной актер.

Моторный юнец постоянно чем-то занят и изъясняется короткими фразами. Большинство же персонажей пребывает в благополучном безделье и много говорит. Пространные диалоги и монологи для привыкшего к мемам и хэштегам поколения — тоже предмет комический, и 24-летнего режиссера интересует не столько их содержание, сколько форма.

Словесный поток играет всеми красками — темповыми, тембровыми, ритмическими. Здесь важно не о чем, а как говорят герои. Преобладающая динамика бесед — форте и фортиссимо. Чувства взвинчены, результаты ничтожны. В итоге все хотят уехать, но не умеют делать это быстро, без лишних разговоров.

Да и не тянет их никуда от деревенских красот. Потолок затянут плющом, манят уютные кресла, катаются по полу краснощекие яблоки, цветут неопознанные растения. И главная героиня в ярко-алом костюме — сама как розан. Так что лирические признания напрашиваются сами собой.

Впрочем, за чистую лирику в спектакле отвечает не Тургенев, а Борис Гребенщиков. В центре площадки развернута эстрада. Персонажи, отыграв очередную сцену, берут в руки инструменты и комментируют события композициями БГ: «Попытайся простить мне, что я не всегда пел чисто, / Попытайся простить мне, что я не всегда был честен, / Попытайся простить мне — я не хотел плохого, / Ведь я не умел любить, но я хотел быть любимым».

Отдельные пассажи («дык, елы-палы») контрастируют с высоким литературным строем оригинала, но в целом откровения нашего песенного гуру точно отражают суть происходящего: с 40-х годов позапрошлого века сознание русского человека, как и тематика отечественной драматургии, не сильно изменились.

«Месяц в деревне», пьеса Ивана Тургенева. Театр Моссовета, 2016. Режиссер Иван Орлов. Художник — Евгений Лемешонок. Художник по свету — Лена Перельман. В ролях — Наталья Ноздрина, Сергей Зотов, Юрий Черкасов, Надежда Лумпова, Лариса Кузнецова, Владислав Боковин, Семен Шомин, Сергей Виноградов. Ближайший спектакль — 14 декабря.

Деревенская комедия и городской романс​​​​​​​

Читайте также
Прямой эфир