Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В Израиле 18 человек задержаны по подозрению в причастности к пожарам
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

Живописная дружба народов

Выставкой «Созвездие Апшерона» Третьяковская галерея открыла серию экспозиций национальных школ бывшего СССР
0
Живописная дружба народов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Изысканные постимпрессионистские пейзажи и суровые портреты нефтедобытчиков, сочные натюрморты с гранатами и арбузами и пугающие сюрреалистические фантазии… Выставка «Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов», представленная Третьяковской галереей на Крымском Валу, получилась по-восточному пестрой и контрастной. Объединяют представленные работы мастерство и громогласная красочность.

Из 13 художников, работы которых включены в экспозицию, только Саттар Бахлулзаде часто использовал пастельные тона. Пейзажи, сложенные из точек и коротких мазков, перекликаются с творчеством французов Поля Синьяка и Жоржа Сера. Однако в картинах Бахлулзаде меньше воздушности и больше узорчатой декоративности в духе среднеазиатских ковров и мозаик.

Организаторы экспозиции предусмотрительно разместили полотна Бахлулзаде у входа, чтобы подготовить зрителей к буйству цветов и горячей эмоциональности других мастеров. Следующие далее картины Тогрула Нариманбекова погружают в пестроту интерьеров азербайджанского дома, а вариации Джавада Мирджавадова на фольклорные мотивы заставляют вспомнить о фовистах и дадаистах.

Живописная дружба народов










Подобные ассоциации на выставке закономерны. Российский зритель неизбежно будет смотреть на творчество малоизвестных ему авторов (впрочем, имеющих широкое признание на родине) через призму знакомых образов. И вот уже у Расима Бабаева нам видятся интонации Шагала, а в нарочито грубых портретах Ашрафа Мурада проглядывают персонажи Гелия Коржева. Азербайджанские живописцы не избежали влияния течений XX века — чтобы убедиться в этом, достаточно перейти в соседние залы постоянной экспозиции Третьяковки.

Но даже кубические полотна Фархада Халилова и Мирнадира Зейналова, не говоря уже о фигуративных работах остальных авторов, не выглядят вторичными благодаря национально-региональному колориту. «Лето на берегу» Халилова можно воспринимать как композицию квадратов и прямоугольников, а можно — как бакинское селение у моря. «Мотив» Мирнадира Зейналова выглядит абстрактным, но рядом с «Сельским мотивом» (1981) наполняется очарованием южных улочек.

Виды Апшерона (полуостров, на котором расположен Баку) на многих работах объединены темой нефтедобычи. «Индустриальный пейзаж» (1960) Толика Джавадова демонстрирует гигантские резервуары и множество вышек. Художника, а вслед за ним и зрителя завораживает геометрия изображенных объектов.

Живописная дружба народов










На знаменитом полотне того же автора «Нефтяники» (1956) из Музея современного искусства Баку на первом плане работники платформы, уезжающие на грузовике после окончания смены. Эта яркая, но отнюдь не пафосная картина, а также кроваво-красные композиции Расима Бабаева с фантастическими существами — эмоциональная кульминация выставки.

При всей национальной ориентированности работ, представленных в экспозиции, они абсолютно интернациональны по воздействию. Куратор проекта Ольга Полянская считает: не обязательно разбираться в нюансах азербайджанской культуры, чтобы понять творчество апшеронских мастеров.

— Зритель будет поражен красочностью, раскованностью, темпераментом, необычностью. Это искусство доставляет прежде всего эстетическое удовольствие, — уверена искусствовед.

«Созвездие Апшерона» — первая выставка из цикла, посвященного национальным школам живописи стран бывшего СССР. Демонстрируя российскому зрителю вершины искусства союзных республик, Третьяковская галерея укрепляет межгосударственные отношения (в представленном проекте участвовала Мехрибан Алиева, первая леди Азербайджана) и воссоздает потерянное 25 лет назад единое культурное пространство.

Экспозиция открыта до 26 февраля 2017 года.

Живописная дружба народов

Читайте также
Прямой эфир