Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве с Ираном
Общество
Путин отметил способность россиян преодолеть любые угрозы
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Армия
Путин сообщил о возобновлении боевых действий после пасхального перемирия
Мир
Султан Омана прибыл в Россию с официальным визитом
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Сильфиды прерванный полет

Михайловский театр возобновил старинный балет о несовместимости мечты и долга
0
Сильфиды прерванный полет
Фото: Стас Левшин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Михайловский театр внёс свою лепту в приобщение публики к семейным постановкам. По завершению дневных представлений балета «Сильфида» юные зрители и их родители могут пройти в «святую святых» — на сцену, сфотографироваться с артистами и расспросить их о спектакле.

Рассказ имеет шанс затянуться: у «Сильфиды» богатейшая история. Представленная в 1832 году в Париже, а в 1834-м в Копенгагене, она произвела театральную революцию. Мария Тальони, изображая деву воздуха, впервые поднялась на пальцы. Мастера сценической машинерии изобрели приспособления, позволяющие героине и ее подругам летать над сценой. Зрительницы, впечатленные костюмом Марии, ввели в обиход глубокое декольте и рукавчики-крылышки. Ко времени появления балета в России эти нововведения утратили актуальность, но старинная сага о семье и долге волнует, как и встарь.

Постойте-ка, — скажет придирчивый зритель. Где в этом антикварном балете с приятной музыкой говорится о семейных ценностях? Молодому шотландцу Джеймсу то ли во сне, то ли наяву является воздушное создание. Белоснежный тюник, веночек, жемчужное ожерелье на тонкой шейке. Прелестница кружится, балансирует на ножке, почти летит и таки улетает в каминную трубу, не замарав и пальчика.

А у Джеймса тем временем на подходе собственное бракосочетание. Невеста Эффи уже надела праздничный наряд. Гости, бодро притоптывая на грубо сколоченном полу, отплясывают свадебную джигу. Однако пылкий юноша, оставив гостей, мчится на берег озера, под сень дубов и клёнов к порхающим тут и там сильфидам.

Их легчайшие перемещения, как на сцене, так и в воздухе, оформлены в стройное гран па, эту остроумную материализацию романтической мечты. Причем, как нередко бывает в балете, совершенная форма отодвигает на второй план несовершенное содержание. В спектакле Михайловского гран па — бесспорный центр композиции, и оба виденных мной состава подчеркивают его поэтическое своеобразие.

Анастасия Соболева пленяет угловатой девичьей грацией. Анжелина Воронцова  — продуманным женским кокетством. Виктор Лебедев в роли Джеймса резок и порывист. Леонид Сарафанов мягок и вкрадчив. Ну а девушки-сильфиды, это коллективное воплощение мечтаний, синхронно очаровательны. Другое дело, что очарование питает грёзы, для повседневной жизни нужны другие идеалы. Забвение этого принципа стоит жизни и Сильфиде, и Джеймсу.

Тем, кто хочет вникнуть в мораль безусловно поучительного сюжета, стоит научиться читать «семафорную» пантомиму. Приятель Джеймса, Гурн, влюблённый в Эффи, прикладывает пальцы к глазам и семенит на сильфидный манер. Это означает: я её, Сильфиду, видел. Вот вам и разгадка всей коллизии. Из множества действующих лиц героиню-невидимку узрели только двое. Но если Джеймс пустился за призраком в погоню, то Гурн не поддался искушению и был вознаграждён финальным счастьем с Эффи.

Зритель, правда, убеждается в его верности и стойкости путем умозрительных заключений. В отличие от балетоманов эпохи романтизма, мы не привыкли всматриваться в жестикуляцию. О состоятельности героя судим по его танцам, а их данный персонаж, увы, лишён.

Кстати, один из лучших интерпретаторов Бурнонвиля Йоханн Кобборг, ставя в Большом театре «Сильфиду», все же позволил Гурну высказаться» в страстной вариации, чем в разы увеличил в зале количество сторонников семейного очага. Михайловский с его акцентом на эфемерную прелесть белого балета, рискует умножить ряды его противников...

«Сильфида» на музыку Харальда Левенскольда, Михайловский театр, 2016. Хореография: Август Бурнонвиль Постановка: Эльза-Марианна фон Розен. Восстановление хореографии: Михаил Мессерер. Сценография: Сергей Соломко. Костюмы: Олег Виноградов. Восстановление декораций и костюмов: Вячеслав Окунев. Ближайший спектакль — 3 января 2017 года.

Читайте также
Прямой эфир