Старый сладостный стиль


В честь открытия II сезона Международного скрипичного фестиваля Максим Венгеров представил скрипичный репертуар во всем возможном для сольного концерта разнообразии — венская классика, виртуозный романтизм и изысканный импрессионизм.
Отсутствовали, правда, барочные произведения. Не исключено, что инструментальная природа барокко маэстро не близка — скрипка в его руках поет на все лады. Главное, чтобы избранный композитор разделял вокальную страсть маэстро.
Насквозь песенный Шуберт (Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, «Большой дуэт», (соч. 162) оказался более чем кстати. Венгеров от души насладился кантиленой неторопливых частей и на одном дыхании отыграл темповые. Превосходный пианист Рустем Сайткулов чуть приглушил звучание рояля, дав партнеру возможность распеться.
В бетховенской Сонате №7 до минор, соч. №30, слывущей предшественницей «Аппасионаты», оазис лирики, Adаgio cantabile, окружают действенные, почти революционные части. Фортепиано, как и положено, бурлило яростью, а Венгеров явил творческое переосмыслениe замысла автора — трибунные призывы финала прозвучали у него возгласами менестреля.
Соната соль мажор Мориса Равеля с терпкими блюзовыми созвучиями завершила экскурс в крупную форму, а затем началась любимая венгеровская тема — пьесы и транскрипции великих скрипачей прошлого: Генриха Вильгельма Эрнста, Никколо Паганини, Фрица Крейслера. Их наследником маэстро с полным на то основанием себя считает.
Вот и на сей раз артист показал все достижения предшественников. Они научили скрипку журчать, бормотать, шелестеть, пищать и издавать еще множество удивительных звуков. Не всем это нравилось. «Писки, визги, воробьиные чириканья и другие голоса производятся для утешения радующейся публики», — негодовал критик Владимир Стасов после петербургского концерта Эрнста.
Слушатели с тех пор ничуть не изменились. Спортивные рекорды скрипачей по-прежнему восхищают любителей виртуозности. То, что бесхитростная песенная тема в Этюде номер шесть Эрнста проводится пиццикато, услышит и рядовой меломан, а вот то, что это звучание, напоминающее треск дров в камине, извлекается не привычной правой, а левой рукой, способны оценить только знатоки — их в Большом зале консерватории собралось немало.
Для верных поклонников маэстро приготовил бисы своего любимца Крейслера. В «Китайском тамбурине» отдал дань виртуозным штучкам, а в «Венском каприсе» — старому сладостному стилю, непревзойденным мастером которого сегодня является.
Справка «Известий»
Международный скрипичный фестиваль, проводящийся в Москве и Петербурге фондом поддержки музыкального образования, — один из двух в мире специализированных скрипичных форумов. Среди его участников такие выдающиеся исполнители, как Дэниэл Хоуп, Полина Осетинская, Марианна Васильева, Антап Запай, Шломо Минц и др.