Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве с Ираном
Общество
Путин отметил способность россиян преодолеть любые угрозы
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Армия
Путин сообщил о возобновлении боевых действий после пасхального перемирия
Мир
Султан Омана прибыл в Россию с официальным визитом
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Старый сладостный стиль

В Большом зале Московской консерватории маэстро Венгеров продолжил традиции великих скрипачей
0
Старый сладостный стиль
Фото: ТАСС/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В честь открытия II сезона Международного скрипичного фестиваля Максим Венгеров представил скрипичный репертуар во всем возможном для сольного концерта разнообразии — венская классика, виртуозный романтизм и изысканный импрессионизм.

Отсутствовали, правда, барочные произведения. Не исключено, что инструментальная природа барокко маэстро не близка — скрипка в его руках поет на все лады. Главное, чтобы избранный композитор разделял вокальную страсть маэстро.

Насквозь песенный Шуберт (Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, «Большой дуэт», (соч. 162) оказался более чем кстати. Венгеров от души насладился кантиленой неторопливых частей и на одном дыхании отыграл темповые. Превосходный пианист Рустем Сайткулов чуть приглушил звучание рояля, дав партнеру возможность распеться.

В бетховенской Сонате №7 до минор, соч. №30, слывущей предшественницей «Аппасионаты», оазис лирики, Adаgio cantabile, окружают действенные, почти революционные части. Фортепиано, как и положено, бурлило яростью, а Венгеров явил творческое переосмыслениe замысла автора — трибунные призывы финала прозвучали у него возгласами менестреля.

Соната соль мажор Мориса Равеля с терпкими блюзовыми созвучиями завершила экскурс в крупную форму, а затем началась любимая венгеровская тема — пьесы и транскрипции великих скрипачей прошлого: Генриха Вильгельма Эрнста, Никколо Паганини, Фрица Крейслера. Их наследником маэстро с полным на то основанием себя считает.

Вот и на сей раз артист показал все достижения предшественников. Они научили скрипку журчать, бормотать, шелестеть, пищать и издавать еще множество удивительных звуков. Не всем это нравилось. «Писки, визги, воробьиные чириканья и другие голоса производятся для утешения радующейся публики», — негодовал критик Владимир Стасов после петербургского концерта Эрнста.

Слушатели с тех пор ничуть не изменились. Спортивные рекорды скрипачей по-прежнему восхищают любителей виртуозности. То, что бесхитростная песенная тема в Этюде номер шесть Эрнста проводится пиццикато, услышит и рядовой меломан, а вот то, что это звучание, напоминающее треск дров в камине, извлекается не привычной правой, а левой рукой, способны оценить только знатоки — их в Большом зале консерватории собралось немало.

Для верных поклонников маэстро приготовил бисы своего любимца Крейслера. В «Китайском тамбурине» отдал дань виртуозным штучкам, а в «Венском каприсе» — старому сладостному стилю, непревзойденным мастером которого сегодня является.

Справка «Известий»

Международный скрипичный фестиваль, проводящийся в Москве и Петербурге фондом поддержки музыкального образования, — один из двух в мире специализированных скрипичных форумов. Среди его участников такие выдающиеся исполнители, как Дэниэл Хоуп, Полина Осетинская, Марианна Васильева, Антап Запай, Шломо Минц и др.

Читайте также
Прямой эфир