В Анталии увидели «свет кино»


Не могу сказать, что мы, гости и участники 53-го Международного кинофестиваля, прошедшего на любимом нашими соотечественниками турецком курорте Анталья, совсем расслабились и не чувствовали напряженности ситуации. О не столь давней попытке государственного переворота в Турции нам напоминали хозяева, демонстрируя — насколько искренне, не берусь судить, — верноподданнические чувства. А на церемонии закрытия американский певец даже посвятил свое выступление президенту Эрдогану как защитнику демократии. Правда, оно закончилось призывом «В Нью-Йорк, в Нью-Йорк!» из известного мюзикла. И всё же атмосфера праздника преобладала, террористических актов никто не ожидал.
Президент фестиваля мэр города Мендерес Тюрель и его директор, красавица Элиф Дагдевирен, которая не ленилась и многое делала сама, нередко появляясь на сцене, приложили все усилия, чтобы Анталья воспринималась как кинематографическая столица если не мира (эту роль Канн вряд ли кому-нибудь уступит), то страны. Отсюда и девиз — «Свет кино исходит из Анталии».
По атмосфере «Золотой апельсин» (смотр в Анталье, как и другие кинособытия, нередко сокращенно называют по главному призу) напоминал отечественный «Кинотавр» в пору, когда там еще был международный конкурс. Главное в его программе — современное свое кино.
Турецкая часть программы была и количественно, и качественно богаче международной. Эту особенность учло основное жюри — главным победителем международного конкурса стал фильм Ешим Устаоглу «Светотень». История двух совершенно разных — по возрасту и социальному положению — женщин, которых сводит преступление, покорила и профессионалов, и широкую аудиторию. Самым эмоциональным и трогательным моментом церемонии закрытия был выход на сцену дебютантки Эджем Узун (приз за лучшую женскую роль), которая буквально вытащила за собой свою знаменитую партнершу Фунду Эрйигит: под овацию зала у микрофона они оказались вместе.
Больше всего призов в национальном конкурсе оказалось у картины с неореалистическим названием «Голубой велосипед» режиссера Умита Корекена, снятой вполне в стиле классических «Похитителей велосипедов». Нескольких призов была удостоена мелодрама «Рауф» — о судьбе мальчика в военное время (режиссеры Шонер Джанер и Бариш Кайа) и социальная драма «Крылья моего отца» Бабамина Канарлари — о человеке, который безуспешно пытается поставить на ноги свою семью, потерявшую всё в результате землетрясения. Помимо самого фильма, получившего приз за лучший дебют, жюри отметило исполнителя главной роли.
Мне удалось также посмотреть последнюю работу главного интеллектуала турецкого кино Дервиша Заима «Сон», где он по своему обыкновению, на мой взгляд, несколько перемудрил и в результате остался без награды.
И лишь приз зрительских симпатий по разделу документального кино впрямую нес на себе отпечаток недавних драматических событий. Картина «Я — Омер» рассказывала историю полицейского, который погиб мученической смертью, отказавшись подчиняться требованиям путчистов.
Россия была представлена во внеконкурсной программе «Полуночные показы» дебютом Михаила Местецкого «Тряпичный союз» рядом со знаменитым корейским хоррором «Поезд в Пусан». Но существовала и другая скрытая связь между Московским и Анталийским фестивалями. И не только потому, что в сотрудничестве с Элиф Дагдевирен мы два года назад проводили ретроспективный показ, приуроченный к столетию турецкого кино.
Когда на заключительной церемонии приз за вклад в киноискусство вручали — среди десятка турок — иранцу Асгару Фархади, я вспомнил, что один из ранних его фильмов (режиссер тогда был еще никому не известен) показывался в конкурсе ММКФ. Кстати, Ешим Устаоглу тоже открыли мы: ее дебют получил приз в Москве в 1997 году.
По контрасту с социальными коллизиями атмосфера фестиваля была приподнято праздничной. Начнем с того, что раздача многочисленных призов не уместилась в одну церемонию. В предпоследний день фестиваля вручали призы «второго плана» в роскошной декорации только что открытого курортного центра — нечто среднего между Лас-Вегасом и Диснейлендом. За церемонией последовал торжественный ужин более чем на тысячу человек, где найти кого-нибудь было попросту невозможно.
А в последний день, когда вручали главные призы уже в киноконцертном зале, гостей ограничили обычным ужином в гостинице и весьма скромной вечеринкой в ресторане. Я не сразу понял, в чем дело, а потом догадался (хотя и не проверил свою догадку): весь первый вечер был спонсорским мероприятием курортного центра, который тем самым заманивал велокосветскую клиентуру, а за второй платил сам фестиваль…