Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М уничтожил технику и живую силу ВСУ в курском приграничье
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Мир
Die Zeit узнала об утверждении Германией нового пакета военной помощи Украине
Мир
Делегация МИД России прибыла с визитом в Пхеньян
Спорт
Мирра Андреева победила Швентек и вышла в финал турнира в Индиан-Уэллсе
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Экс-канцлер ФРГ Меркель призвала учитывать интересы России
Армия
Военные группировки войск «Центр» за сутки ликвидировали более 495 боевиков ВСУ
Мир
Вэнс заявил об утрате Европой своей идентичности
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Происшествия
В Белгородской области сообщили о повреждениях в результате атак БПЛА на регион
Общество
В рамках конференции в Казани приняли резолюцию по спасению снежных барсов
Мир
Трамп сообщил о ликвидации лидера «Исламского государства» в Ираке
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Общество
В МВД предупредили о списании средств со счета при разговоре с мошенниками

Леонид Соков: от Малевича до Ильича

Третьяковская галерея представила авторскую экспозицию классика соц-арта
0
Леонид Соков: от Малевича до Ильича
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Третьяковской галерее наш современник Леонид Соков вступил в диалог с русским культурным наследием. Среди шедевров XX века — хрестоматийных полотен Гончаровой, Лентулова, кубистов и других — выставлены его арт-объекты. Это могут быть надписи из кованого металла, коллажи, деревянные скульптуры…

В зале Малевича, например, классик соц-арта поставил деревянную скульптуру «Табуретка-супрематизм» (2003). Нижняя ее часть — абстрактная композиция из необработанного дерева. Но стоит поднять глаза — и мы видим, что нагромождение брусков увенчивается правильной, гладкой табуреткой.

— Моя работа — символ победы быта над идеями супрематизма, — поясняет автор.

С объемными конструкциями Татлина и выпускников ВХУТЕМАСа корреспондирует «Двуглавая ворона в Летатлине» (2013). Металлическая скульптура висит в дверном проеме, поэтому сходу можно заметить только крылья чудо-птицы — оммаж настоящему «Летатлину». Лишь внимательное разглядывание, спровоцированное авторским комментарием, позволяет понять, что перед нами не гимн конструктивизму, а издевка над его прожектерством и имперскими амбициями.

К идее «Летатлина» Соков возвращается не раз. Вот, например, «Ленин с крыльями Летатлина» (2010). Миниатюрный, но внешне вполне традиционный Ильич благодаря раскидистой конструкции за спиной предстает то ли ангелом, то ли демоном, то ли огромным насекомым. Здесь и параллель между основателями советского государства и мечтателями-авангардистами, и ирония над мифологизацией вождя, и даже обобщение истории СССР. Попытка Ленина преодолеть законы рынка и построить принципиально новое общество оказалась такой же утопией, как и упорное стремление Татлина создать летающий аппарат на мышечной тяге.

Зал соцреализма — кульминация выставки. Если в других помещениях вкрапления Сокова воспринимаются как точки или многоточия в конце предложения, то здесь его «знаки препинания» кардинально меняют смысл художественного высказывания предшественников.

На тоталитарное искусство Соков предлагает смотреть через «Очки для каждого советского человека» (2000) с отверстиями в виде красных звезд. Помимо крылатого Ильича, видим «Встречу двух скульптур» (1994) — коренастый вождь идет навстречу высоченному «Шагающему человеку» Джакометти.

Тема культа личности развита в коллаже «Сталин и Монро» (2008), висящем рядом с официозной классикой Александра Герасимова («И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», известной в народе как «Два вождя после дождя»). Изображая диктатора и кинозвезду, Соков вновь размышляет над мифом и его национальными корнями (панно усеяно цветочками, как на советских коврах и скатертях), а заодно вступает в диалог с поп-артом.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, впрочем, не считает, что Соков высмеивает соцреализм.

— Здесь нет насмешки, издевательства. Это умная, тонкая игра, — поделилась с «Известиями» Трегулова. — Леонид Соков — один из самых ярких современных художников. Это человек рефлексирующий, очень серьезно размышляющий об искусстве. Его работы задают иной фокус зрения. Показывая Сокова, мы продолжаем традицию собирания и демонстрации ныне живущих художников, начатую основателем галереи Павлом Третьяковым. 

Выставка открыта до 29 января 2017 года.

Читайте также
Прямой эфир