Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Правоохранители задержали сбежавшего из колонии гражданина Китая в Приморье
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Леонид Соков: от Малевича до Ильича

Третьяковская галерея представила авторскую экспозицию классика соц-арта
0
Леонид Соков: от Малевича до Ильича
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Третьяковской галерее наш современник Леонид Соков вступил в диалог с русским культурным наследием. Среди шедевров XX века — хрестоматийных полотен Гончаровой, Лентулова, кубистов и других — выставлены его арт-объекты. Это могут быть надписи из кованого металла, коллажи, деревянные скульптуры…

В зале Малевича, например, классик соц-арта поставил деревянную скульптуру «Табуретка-супрематизм» (2003). Нижняя ее часть — абстрактная композиция из необработанного дерева. Но стоит поднять глаза — и мы видим, что нагромождение брусков увенчивается правильной, гладкой табуреткой.

— Моя работа — символ победы быта над идеями супрематизма, — поясняет автор.

С объемными конструкциями Татлина и выпускников ВХУТЕМАСа корреспондирует «Двуглавая ворона в Летатлине» (2013). Металлическая скульптура висит в дверном проеме, поэтому сходу можно заметить только крылья чудо-птицы — оммаж настоящему «Летатлину». Лишь внимательное разглядывание, спровоцированное авторским комментарием, позволяет понять, что перед нами не гимн конструктивизму, а издевка над его прожектерством и имперскими амбициями.

К идее «Летатлина» Соков возвращается не раз. Вот, например, «Ленин с крыльями Летатлина» (2010). Миниатюрный, но внешне вполне традиционный Ильич благодаря раскидистой конструкции за спиной предстает то ли ангелом, то ли демоном, то ли огромным насекомым. Здесь и параллель между основателями советского государства и мечтателями-авангардистами, и ирония над мифологизацией вождя, и даже обобщение истории СССР. Попытка Ленина преодолеть законы рынка и построить принципиально новое общество оказалась такой же утопией, как и упорное стремление Татлина создать летающий аппарат на мышечной тяге.

Зал соцреализма — кульминация выставки. Если в других помещениях вкрапления Сокова воспринимаются как точки или многоточия в конце предложения, то здесь его «знаки препинания» кардинально меняют смысл художественного высказывания предшественников.

На тоталитарное искусство Соков предлагает смотреть через «Очки для каждого советского человека» (2000) с отверстиями в виде красных звезд. Помимо крылатого Ильича, видим «Встречу двух скульптур» (1994) — коренастый вождь идет навстречу высоченному «Шагающему человеку» Джакометти.

Тема культа личности развита в коллаже «Сталин и Монро» (2008), висящем рядом с официозной классикой Александра Герасимова («И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», известной в народе как «Два вождя после дождя»). Изображая диктатора и кинозвезду, Соков вновь размышляет над мифом и его национальными корнями (панно усеяно цветочками, как на советских коврах и скатертях), а заодно вступает в диалог с поп-артом.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, впрочем, не считает, что Соков высмеивает соцреализм.

— Здесь нет насмешки, издевательства. Это умная, тонкая игра, — поделилась с «Известиями» Трегулова. — Леонид Соков — один из самых ярких современных художников. Это человек рефлексирующий, очень серьезно размышляющий об искусстве. Его работы задают иной фокус зрения. Показывая Сокова, мы продолжаем традицию собирания и демонстрации ныне живущих художников, начатую основателем галереи Павлом Третьяковым. 

Выставка открыта до 29 января 2017 года.

Читайте также
Прямой эфир