Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров и Рубио договорились о продолжении восстановления связей между РФ и США
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили 28 пунктов управления БПЛА ВСУ
Мир
В Пхеньяне прошли переговоры заместителей глав МИД России и КНДР
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Происшествия
В Ростовской области сообщили об отражении атаки БПЛА на регион
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Происшествия
Губернатор Воронежской области заявил о ликвидации не менее 15 БПЛА над регионом
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
Politico назвала удары по Йемену частью новой политики Трампа на Ближнем Востоке
Происшествия
В Калининградской области обрушился аварийный дом с проживающими в нем людьми
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Армия
Операторы FPV-дронов поразили технику и боевиков ВСУ на южнодонецком направлении
Армия
Экипажи танков Т-72Б3М уничтожили замаскированные позиции и живую силу ВСУ в ЛНР
Спорт
Овечкин забил 887-й гол в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до семи шайб
Армия
Экипаж Су-34 уничтожил опорный пункт и живую силу ВСУ в курском приграничье
Стиль
Третий день Московской недели моды прошел в Манеже

Китайский монументализм с русским размахом

В столичном Манеже открылась выставка Цуя Жучжо — самого дорогого азиатского художника
0
Китайский монументализм с русским размахом
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Возможностью познакомиться с монументальными рисунками Цуя Жучжо стоит воспользоваться даже тем, кто к современному искусству и восточной живописи равнодушен. Творчество 72-летнего мастера обладает редкой универсальностью: оно нравится и неофитам, и специалистам.

Отсюда — баснословные цены на картины Цуя, у себя на родине считающегося художником номер один. Аукционный рекорд был поставлен в прошлом году в Гонконге: полиптих из восьми частей ушел с молотка за $30 млн. Сложно представить, какова была бы суммарная стоимость экспонатов на московской выставке. Работ, аналогичных проданной в Гонконге, здесь с десяток, не говоря уже о более компактных творениях.

Всего в Россию привезли около 200 композиций крупнейшего современного пейзажиста. Сначала экспозиция с поэтичным названием «Мерцание гладкой яшмы» две недели гостила в санкт-петербургском Манеже, затем переместилась в Москву, где будет доступна для зрителей до конца октября. По словам куратора проекта, ректора Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семена Михайловского, организаторы стремились продемонстрировать монументальное искусство Цуя в соответствующих по размеру помещениях.

— В таких объемах, как Манеж, его искусство смотрится очень эффектно. Идешь — и видишь эти бесконечные горы, воды, природу, и это становится магнетическим пространством. Оно производит сильное впечатление именно кажущимся однообразием, — отметил куратор.

Особое место среди огромных пейзажей занимают два свитка: один длиной 60 м, другой — 40 м. Не меньшее впечатление производит техника Цуя. Художник рисует пальцами, смоченными тушью: ни одного неверного штриха, всё продумано до мелочей.

Впрочем, мастер не ограничивается национальными приемами. Некоторые работы и вовсе граничат с абстракционизмом — они же и наиболее интересны, поскольку лишены налета салонности. Но приклеить к Цую ярлык «китайский Ансельм Кифер» не получится. Западные приемы он растворяет в восточной эстетике, уходящей корнями в тысячелетние традиции.

Кажется, что все сюжеты мы уже видели на старинных китайских гравюрах. Горы, снегопад, реки с плывущими лодочками, причудливо изогнутые деревья, цветущие лотосы.... Подписи-эпиграфы не менее характерны: «Благоухание весеннего ручья наполнено опавшими цветами», «Тени и дождь вторят весеннему ветру», «Не знаю, насколько длинна горная тропа»…

Любовь Цуя к художественному слову проявляется и в целой серии каллиграфических работ. Огромные листы с рукописными иероглифами не оставляют нам шанса постичь и сотую долю заложенного в них смысла, зато создают необходимый настрой.

Цуй Жучжо как будто специально вступает в диалог с обывательскими представлениями о классической китайской культуре — мол, вот вам всё, чего вы ожидаете. Экзотика на экспорт. Однако любовь самих китайцев к Цую доказывает: за тиражированием хрестоматийных образов есть нечто большее, пусть и не всегда понятное зарубежному зрителю. Эта недосказанность — главная прелесть основательной и, казалось бы, комфортной для восприятия экспозиции.

Читайте также
Прямой эфир