Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп на год продлил введенное Байденом чрезвычайное положение в США
Происшествия
В Самаре подросток на электросамокате сбил 9-летнего мальчика
Мир
Лукашенко назвал причинами конфликта на Украине национализм и хаос в экономике
Происшествия
Пожар вспыхнул на востоке Москвы
Мир
В Словакии осудили послов ЕС за отказ почтить память советских солдат
Мир
СМИ сообщили об обстреле корабля береговой охраны Греции турецкими контрабандистами
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Спорт
«Трактор» сумел трижды забить минскому «Динамо» на последней минуте матча
Мир
В МИД Ирана назвали целью переговоров в Омане обеспечение национальных интересов
Происшествия
Мужчина пострадал при атаке беспилотника ВСУ на автомобиль в Белгородской области
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
Пятеро из 11 ранее задержанных в Тунисе россиян вернулись в Москву
Мир
Более 40 человек пострадали при распылении слезоточивого газа в музее Гамбурга
Мир
Министр обороны Великобритании указал на критический момент конфликта на Украине
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

Олег Новиков: «Альтернатива интернет-пиратству — качественный сервис»

«Книжный царь» — о том, как вырастить читающее поколение и поддержать российских писателей
0
Олег Новиков: «Альтернатива интернет-пиратству — качественный сервис»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В 2016 году россияне стали больше интересоваться книжной продукцией. Об этом в рамках отраслевой конференции Российского книжного союза «Книжный рынок — 2016» заявил Олег Новиков. С вице-президентом союза и директором крупнейшего в стране издательства «Эксмо» встретилась обозреватель «Известий».

— В вашем докладе сказано, что в первой половине 2016-го книжный рынок «физически вырос» по сравнению с прошлым годом. Это означает, что россияне больше стали покупать и, соответственно, читать?

— Рынок физических экземпляров вырос незначительно — на уровне 1–2%, то есть в пределах погрешности. Другое дело, что начиная с 2010 года рынок падал на 10–15% в год и для нас такая тенденция — уже некий шаг вперед.

С другой стороны, покупки нельзя отождествлять с чтением. Не всё, что покупается, впоследствии читается. Огромный объем книг в последние годы потребляется с пиратских сайтов. Люди накачивают себе впрок, на будущее… Тем не менее нам кажется, что тренд снижения интереса к чтению если не переломился, то по крайней мере затормозился.

— Ваша компания ведет исследования, что именно читают?

— Да, мы привлекаем социологов, заказываемый ежегодные опросы. В последние годы растет продажа детских книг. Очевидно, что детям стали читать больше. Хорошая динамика по современной прозе. По остальной художественной литературе по-прежнему идет падение, за исключением классики. Спрос на хорошую классическую литературу стабилен, несмотря на то что она имеется в бесплатном доступе на электронных ресурсах. Далее идет нон-фикшн: мемуары, биографии... Эти позиции тоже немного подросли.

— Остальные ниши книжного рынка пребывают в состоянии падения?

— Ну или в некой стагнации. В первую очередь это жанровое чтение во всех разновидностях: фантастика, остросюжетная литература, сентиментальные романы. Нестабильно ведет себя прикладная литература: книги по кулинарии, домоводству, растениеводству. По другим разделам — эзотерике, медицине — ситуация более или менее стабильная. Нет роста, но нет и падения.

— Фантастика уходит из топа? Интересная тенденция.

— Это связано с тем, что потребление переходит на электронные носители, в том числе с пиратских сайтов. И второе — мужчины, которые раньше были активными сторонниками такой литературы, всё меньше читают. Если женщины читают стабильно, то количество читающих мужчин ежегодно снижается — они переключаются на телесериалы, компьютерные игры. Но нас больше всего волнуют дети. Подрастающее поколение — это и сегодняшние, и будущие наши читатели.

— Есть опасность не досчитаться этого контингента?

— Более чем реальная. Люди, которые выросли в 1960–1980-е годы, генетически не могут не читать. В поколении, становление которого пришлось на 1990-е, многие не читают. Я недавно был на заседании оргкомитета по поддержке литературы и чтения, и один из участников рассказал, как во ВГИКе на вступительном экзамене молодой человек признался, что в жизни не прочел ни одной книжки.

— Какие меры вы принимаете, чтобы таких «читателей» стало меньше?

— Ничто так не продвигает чтение, как хорошая интересная книга. Если мы донесли ее до читателя и ему понравилось, он обязательно купит следующую. Ассортимент и качество наших изданий, по-моему, удовлетворяют самым разнообразным потребностям. Даже есть проблема выбора. Безусловно, сегодня важна работа во всем спектре — от книжных ярмарок и фестивалей до социальных сетей. Люди обсуждают новые издания, рекомендуют друг другу, что нужно почитать детям.

— И что советуют? Классику, новых авторов?

— Проблема в том, что родители знают авторов, которых сами читали, и им тяжело ориентироваться в потоке новых. Молодые литераторы не доходят до читателя. Но если мы  не будем их продвигать, у нас никогда не появится новых Корнеев Чуковских и Агний Барто.

Порой нападают на писателей жанровой литературы, говорят: «Как это можно читать?». Но я знаю многих людей, у которых дети начинали читать с Донцовой, а потом расширяли спектр своих читательских интересов. Я тоже начинал читать с Дюма. Это хорошая, но жанровая литература.

— Донцова и Дюма — сопоставимые величины?

— Сейчас — нет. И по объему продаж, и по спросу Донцова сегодня, конечно, намного более популярна.

— В вашем докладе сказано, что улучшилось положение с легальной электронной продукцией. Сегодня попробовала скачать новую книжку. У самой не получилось, но компьютерный гуру сделал это без проблем.

— Объем потребления электронных книг с пиратских сайтов — приблизительно 90% от всего оборота. Просто зайти и скачать книгу нельзя, но для знающего человека, как свидетельствует ваш случай, это не трудно. Поэтому полностью мы эту проблему не решим, пока существенно не поменяем законодательство. В Европе пользователь отвечает за пиратское скачивание — это и штрафы, и даже уголовное преследование. У нас законодательство значительно либеральнее. Оно позволяет бороться только с источниками — пиратскими сайтами.

— В обыденном сознании пиратство скорее благо — что плохого, если люди бесплатно почитают хорошие книжки?

— Главный минус этой ситуации даже не в потерях издателей. Проблема в том, что пиратство угрожает российским писателям. Когда они перестают получать доход, то, как люди талантливые, уходят заниматься чем-то другим: писать сценарии, преподавать… В первую очередь уходят самые талантливые и востребованные.

— Есть ли альтернатива пиратству, помимо законодательных ограничений?

— Качественный сервис — лучшая альтернатива. Удобно, доступно, разумно по цене.
Электронные книги у нас в среднем в два раза дешевле, чем бумажные. На Западе — одна и та же цена. Издателей можно понять: интеллектуальный продукт стоит столько, сколько стоит. Тем не менее наши писатели с пониманием относятся к такой ситуации. И доля электронных книг растет. Сегодня они составляют уже 2% от общего рынка. Надеемся, что года через три-четыре мы выйдем на уровень 7–8%, а это уже цифры европейских стран.

— Какие жанры первыми окончательно покинут бумагу?

— Сентиментальная, остросюжетная и жанровая литература. То, что хочется прочитать как можно скорее. Здесь и сейчас в один клик получаешь только что вышедшую книгу. Так было с последним романом Пелевина: в первый день мы зафиксировали 3 тыс. электронных продаж. Сегодня художественная литература — это 20% рынка.

— А что, по-вашему, никогда не перейдет в электронный формат?

— Безусловно, то, что называется «книга–подарок». Издания по здоровью, кулинарии, справочники, энциклопедии... Плюс жанры, в которых важен не только текст, но и тактильные, визуальные ощущения. В частности, детские книги. А также издания, которые мы относим к разряду вечных. Электронные носители размагничиваются, а бумажная книга как стояла на полке, так и стоит.

— Если позволите, личный вопрос. Вас называют книжным царем. А сами вы кем себя считаете?

— Я человек, который всю сознательную жизнь работает с книгами. Я служу книге, а она помогает мне и моим коллегам развиваться.

— Можете назвать книги, которые помогли вам в развитии?

— Я уже упомянул Дюма, могу вспомнить Джека Лондона. Безусловно, это Лев и Алексей Толстые. Роман «Петр Первый» — один из моих любимых. Позже читал книги, посвященные формированию личности, — например, Карнеги. Считаю, что у нас в стране есть авторы, которыми мы можем гордиться. Станут ли они такими же классиками, как их предшественники, покажет время. Но Улицкая — один из сильнейших писателей нашего времени. С удовольствием читаю Пелевина, нахожу в этом некий симбиоз текста и идеи литературы. Последним открытием для меня стал Евгений Водолазкин. Ну и, конечно, Захар Прилепин.

— Каково соотношение коммерции и просветительства в рамках вашей книжной империи?

— Наш бизнес носит социальный характер, и невозможно отделить одно от другого. Коммерческий результат дает востребованная книга. А наш профессионализм заключается в том, чтобы донести ее до читателя. 

Справка «Известий»

Олег Евгеньевич Новиков (род. 1968, Москва) — издатель, путешественник, генеральный директор крупнейшего российского издательства «Эксмо», совладелец компаний «Новый книжный — Буквоед», издательства «Манн, Иванов и Фербер» и председатель совета директоров Тверского полиграфического комбината. Занимает пост вице-президента Российского книжного союза и общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Читайте также
Прямой эфир