Александр Пономарев: «На ОТР люди не пытаются друг друга перекричать»


3 октября стартует новый сезон на «Общественном телевидении России» (ОТР). На вопросы обозревателя «Известий» ответил первый заместитель гендиректора ОТР Александр Пономарев.
— У вашего канала — постоянная и преданная аудитория. Что интересного вы предложите ей в новом сезоне?
— Основу нашего вещания, как и раньше, составят несколько больших информационно-публицистических программ. День традиционно начнем программой «Календарь» с событиями, датами, гостями и актуальными репортажами. Далее повторим ее в течение дня, как и все наши передачи, — нам всё-таки хочется, чтобы жители Дальнего Востока и Сибири не ощущали себя краем земли.
В новом сезоне продолжим также «Большую страну» — разножанровый, хорошо развивающийся проект. Материалы для него процентов на семьдесят созданы региональными журналистами. У этой линейки появится особый акцент: нас интересуют факты, связанные с вызреванием и развитием гражданского общества.
Ну а предмет исследования находим там, где люди объединяются, чтобы решить какую-то проблему, — вместе воспитывают детей, сохраняют сквер, высаживают цветник, помогают нуждающимся. Поначалу было ощущение, что такого рода деятельности не так много и сконцентрирована она в основном в крупных городах. Как выяснилось, это не так.
— Как изменится ваша центральная программа — «Отражение»?
— Она сохранит свой формат — с трех часов дня до семи вечера в прямом эфире. Каждые полчаса приходят новые гости. Новый гость — новая тема. И всегда с обратной связью: это реальный прямой эфир. Удивление, честно говоря, вызывает география звонков. Я думал, звонить нам будут зрители из Москвы и ее часового пояса, но выяснилось, что звонки идут отовсюду — с Дальнего Востока, из Сибири.
Количество откликов таково, что уже сейчас можно делать выводы о настроении людей, об их отношении к той или иной проблеме. У нас, например, было два часа эфира после выборов 18 сентября. И около 10 тыс. SMS и звонков. Так люди реагируют на наше предложение поделиться впечатлениями. Очень приличный результат.
— Какие темы, кроме выборов, интересуют зрителей?
— Они дают оценку действиям власти. Жалуются на несправедливости, которые произошли с ними и вокруг них. Поначалу таких звонков было подавляющее большинство, потом отклики приобрели более оценочный характер. Люди рассуждают, почему происходит так, а не по-другому, в чьих интересах принимаются те или иные решения. Размышления стали более зрелыми и обобщенными.
— Как отражает «Отражение» жизнь большой страны?
— С возрастающей интенсивностью. Программа будет развиваться в сторону большего проникновения в регионы. У нас есть рубрика «С Востока на Запад», где выстраиваются на экране корреспонденты всех регионов — от восточных до западных. Каждый говорит о том, что «на сейчас» в Екатеринбурге, Омске, Томске и других городах — самое важное, любопытное, интересное.
Думаем, что имеет смысл проводить собственные исследования в эфире. Например, поинтересоваться, как в стране обстоит дело с очередями в поликлиники. И не просто давать статистику, а показать тему на конкретных примерах. Вот в этом населенном пункте есть городская поликлиника, и в данный момент там стоит очередь — почему? А вот в этом фельдшерском пункте очереди нет — на нем висит замок. А там очереди отсутствуют, потому что нет поликлиники. Хотя еще вчера была…
— В «Отражении» есть разные рубрики, более или менее удачные. Но «Сделано в России», на мой взгляд, заслуживает отдельной линейки.
— Может быть, когда-нибудь мы так и сделаем — это на самом деле любопытно. «Сделано в России» развеивает миф о том, что всё у нас плохо. В стране множество малых и средних предприятий, которые производят отечественные продукты из отечественного сырья. Журналисты проникновенным голосом спрашивают: «Трудно вам?», а предприниматели отвечают: «Да ничего, нормально. Лучше не надо, лишь бы хуже не было» (смеется).
— Об умельцах разных мастей тоже будете рассказывать?
— Есть у нас хорошая рубрика «Профессии». Приходили кузнец, штукатур, маляр, электрик. Приезжают люди из регионов. Недавно была женщина-берейтор, рассказывала, как у нас выводят лошадей. Это целая система. Живет и вполне себе процветает.
— Зрительская любовь традиционно отдана жанру интервью. Что вы готовы предложить?
— Хотелось бы сделать что-то яркое: например, разговоры из серии «Не могу молчать, именно сейчас я хочу высказаться по такому-то поводу». Представьте себе, что нам удалось найти молодого отца, у которого родился пятый ребенок. Он стремится сказать миру, как он рад, как будет жить с этими трудностями, как относится к своей жене, к остальным детям. А у кого-то, может быть, случилась, не дай бог, беда. Этот человек тоже хочет высказаться, предупредить.
Важно, чтобы это была понятная людям проблема. И человек должен быть настолько ею увлечен, что ему всё равно — есть камера или нет камеры. Не исключаю, что люди найдутся сами и захотят воспользоваться нашей площадкой.
— Кинопоказ «Общественного телевидения» пользуется повышенным спросом: во-первых, фильмы показываете достойные, во-вторых, рекламы нет. В новом сезоне эта тенденция продолжится?
— Кинопоказу мы действительно уделяем много внимания. Предлагаем не просто фильмы, а работы, которые дают представление либо об эпохе, либо об уровне мастера, который делал эту работу. В основном такой показ предлагаем по выходным дням. А в будни демонстрируем сериалы. Запас хороших, к сожалению, кончается. Возможно, будем показывать повторно, в чем, кстати, не вижу никакого греха.
— В современном медиапространстве ваш канал — один самых спокойных и интеллигентных. Это принципиальная позиция — не нагнетать истерию?
— Да, это позиция канала: накал эмоций должен быть по меньшей мере оправданным. У нас громко говорят, потому что волнуются, а не потому, что хотят кого-то перекричать. Если быть последовательным, то правда тебя найдет. Что скрывать, у нас были проблемы с приглашением заметных персонажей, сейчас их нет.
— Они к вам сами идут — без меркантильного интереса?
— Сами. Мы никому ничего не платим. Не имеем возможности.
— Ориентируются на статус ОТР, ваш авторитет?
— «Статус» — не то слово. Я бы сказал, ориентируются на репутацию. Люди приходят и говорят, что выбрали нас, потому что мы пытаемся разобраться, вместе искать решения. Нам интересен сам персонаж и его суждения. Мы доверяем его компетенции. У нас нет цели собрать студию по принципу «вот этот за, а этот — против». Мы хотим разобраться в проблеме.
— Получается?
— Когда-то — да, когда-то — нет. Это большая иллюзия, что рынок заполнен квалифицированными спикерами с широкой палитрой мнений.
— Часто на экране возникает ваш счет и просьба помочь. Помогают?
— Да. И число помогающих вполне сравнимо с акциями, которые проводят более «взрослые» коллеги. Другое дело, что размер помощи скромный, не позволяет даже мечтать о самоокупаемости. Но мы всегда будем благодарны людям, которые таким образом демонстрируют свое отношение к нам. Еще раз повторяю: этих людей немало.
— Ну а солидные спонсоры поддерживают канал?
— У нас таких нет. Причина, мне кажется, в том, что у солидных спонсоров уже существует сложившийся пакет социальных обязательств, и он, как мне представляется, на грани даже их возможностей...
Справка «Известий»
«Общественное телевидение России» (ОТР) — федеральный общедоступный телеканал. Вышел в эфир 19 мая 2013 года. Финансируется государственным бюджетом России и личными пожертвованиями граждан. В числе приоритетных целей и задач ОТР — развитие гражданского общества; просвещение и образование; пропаганда общечеловеческих ценностей. Гендиректор канала — Анатолий Лысенко.