Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Денис Матвиенко: «Месси без игроков — никто. То же самое в балете»

Художественный руководитель балетной труппы НОВАТа — о гендиректоре Кехмане, худруке Вазиеве, танцовщике Полунине и энергетике театра
0
Денис Матвиенко: «Месси без игроков — никто. То же самое в балете»
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В сентябре Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ) обретет нового художественного руководителя. С заслуженным артистом Украины Денисом Матвиенко, который возглавит балетную труппу одного из крупнейших театров России, встретилась обозреватель «Известий».

— Вы уже руководили балетом — Киевским. Что из этого опыта вы бы хотели заимствовать и от чего отказаться?

— Есть и то и другое. За полтора года работы — совсем короткий срок — опыта получил много. В Киеве — отличный исторический театр, но с момента распада Советского Союза там практически ничего не изменилось: ни система руководства, ни стратегия развития. Ну а время диктовало новые тенденции. Я пытался им следовать, и, на мой взгляд, многое получилось: выпустил шесть премьер, организовал около 20 проектов, привозил артистов... Что-то сейчас я, конечно, делал бы иначе. Не все могут, как я, работать 24 часа в сутки, а я требовал именно этого...

— Собираетесь быть более лояльным к подчиненным?

— Да. На собрании труппы я сказал, что буду искать индивидуальный подход к каждому артисту. В нашей профессии мы все — индивидуальности. Одному нужна лояльность, другому — строгость. Зритель должен видеть на сцене красивых людей, балет — эстетический вид искусства. Если артист не держит себя в форме — а это совокупность многих вещей: уроки, классы, репетиции, диета, — у меня нет к нему никакого снисхождения.

— Владимир Кехман слывет авторитарным гендиректором. Вы обговаривали с ним, насколько самостоятельны будете в своем руководстве?

— Самостоятелен — в чем? Если мы говорим о репертуаре, который создается или обновляется, то это общее решение. Уже сейчас Владимир Абрамович звонит: «А что если мы сделаем так, пригласим того-то?». Естественно, последнее слово за ним как генеральным директором. Это нормальный творческий процесс. Мы не первый год знакомы, и думаю, у нас не возникнет никаких недоразумений, иначе он бы меня не позвал.

Что касается моего доверия к Кехману, то за время его директорства в Михайловском театре каждый, кто там работал — хореографы, артисты, педагоги, — что-то внес в создание бренда «Михайловский театр». Хотя я не люблю слово «бренд», но — получилось, и очень хорошо.

Я знал этот театр до его прихода и после — это два разных театра. Сейчас, скажем так, модно приходить в Михайловский, приводить туда детей. А начиналось с того, что исторический театр на историческом месте в центре Петербурга был в плачевном состоянии и снаружи, и внутри.

— Вы собираетесь заниматься труппой, то есть быть в Новосибирске?

— Конечно.

— А ваша карьера танцовщика?

— Карьера танцовщика меня мало интересует — она давно сделана, никого и ничем я не удивлю. У меня есть интересные современные проекты, раз в полгода я что-то делаю: либо сам устраиваю, либо меня приглашают. Но как Базиль и как принц Зигфрид я уже все сказал.

— Тем важнее помочь сказать другим. В местных соцсетях спрашивают, например: «Будут ли танцовщики Новосибирска участвовать в проекте «Большой балет»?»

— Я и за, и против таких проектов. Уникальность балета в том, что есть один кадр на сцене, и он бесценен, потому что он — единственный и неповторимый. В этом специфика и грандиозность нашего искусства. Здесь уже другое. Я снимался в кино, знаю, что такое камера. Мы сидим, болтаем, встали, дубль сняли, нам говорят: «Гениально!» Нет такого, что мы настраиваемся на выступление, продумываем детали...

Но я — за популяризацию балета во всех отношениях. И по поводу такого рода проектов нужно обязательно подумать. Дело даже не в победе — на подобного рода мероприятиях заранее известно, кто должен победить. Нужны яркие танцовщики, правильно подготовленный репертуар, правильный хореограф — чтобы люди запомнились, чтобы о них сказали: «Эта пара из Новосибирска такая яркая!» Вот над этим надо работать.

— Сергей Полунин, выступающий в Новосибирске в качестве приглашенной звезды, обнародовал идею создания артистического агентства, которое должно избавить танцовщиков от «гнета театров». «Артисты не должны быть крепостными», — сказал артист в интервью сайту НОВАТа. Как руководитель труппы, что вы думаете по этому поводу?

— В этом году 20 лет, как я на сцене, работал во многих театрах — и как guest star, и как постоянный солист, но не припомню, чтобы какой-нибудь театр меня угнетал. Считаю, если такое происходит, это вина обеих сторон. Как в браке: когда люди разводятся, всегда виноваты оба.

Ну а Сережин случай... Когда ты в зените славы, то думаешь, что всё должно крутиться вокруг тебя. Я через это прошел, когда в 2001 году начал работать в Мариинском театре. Балетом тогда руководил Махар Вазиев — золотое время, потрясающие артистический состав, репертуар...

У меня было очень много контрактов, я разъезжал по всему миру. Но через год Махар сказал: «Денис, если ты хочешь такой жизни, этот театр не для тебя». И я ушел. Махар был прав. Руководитель должен заботиться о театре, а театр — это не только один артист-звезда. Если взять футбольную команду — есть Месси, и есть спортсмены, которые ему помогают быть Месси. Он без них — никто. То же самое и в балете.

Став руководителем, я понял, что иногда неправильно вел себя как артист. Я за то, чтобы люди ездили, но основную энергетику они должны оставлять в родном театре.

— Но ведь заманчиво уже со старта карьеры вести свободную жизнь приглашенной звезды...

— Чтобы получить гостевой контракт, нужно многое сделать именно в одном театре. Я с 1996 года, еще учась в училище, танцевал в Национальной опере Украины ведущие партии. Меня звал в Цюрих Хайнц Шперли — по контракту выступать в «Ромео» и «Жизели». Я нищий был, а там предлагали просто сумасшедшие по тем временам деньги. Но мой педагог в театре сказала: «Денис, ты еще заработаешь, но сейчас нельзя терять этот год. Что для тебя «Жизель» и «Ромео»?»

И она была права: за сезон я сделал порядка 15 премьер, а за первые 3–4 года работы — весь репертуар, выиграл конкурсы, постоянно учился. Тогда и появился Денис Матвиенко. Но сразу? Кому я был бы нужен, если бы не работал в Национальной опере?

— То есть училище, театр, а потом раскрутка, если человек на это способен?

— А как иначе? У нас здесь, в Новосибирске, есть талантливые ребята, совсем молодые. Будем заниматься их развитием, становлением. НОВАТ — это лицо Сибири, национальное достояние региона. Guest stars — не вопрос, но нам нужны свои имена. Это намного важнее, чем приглашать кого-то.

«Справка «Известий»

В 17 лет Денис Матвиенко дебютировал на сцене Национальной оперы Украины. В 2001 году стал ведущим солистом Мариинского театра, с 2002-го — приглашенный солист New National Theatre (Токио). В 2005 году — приглашенный солист Большого театра. В 2009–2011 годах — премьер Мариинского театра. С 2007-го — премьер Михайловского театра, приглашенный солист «Ла Скала» и «Гранд-опера». В 2012–2013 годах руководил балетом Национальной оперы Украины. В должности художественного руководителя балетной труппы НОВАТа сменил Игоря Зеленского.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир